Сага о свином окороке

Вот, кстати, свиной окорок - волшебное блюдо. И даже не потому, что странным движением пера весело превращается в армянских блогах в "свиные ляжки". :) А потому что стоит шамашедших денег по моему разумению, а давится им практически все, кого я не спрашивала. Даже любители. Ведь им приходится доедать за всех, а это уже, сами понимаете, еще тот удар по нервной системе и мировозрению. Вы только представьте себе картинку. Хозяйка, содрогаясь уже от самого вида окорока, с ненавистью шипит:"Да доедайте же его!" И тут как-то сразу начинаешь видеть своих близких совсем с другой стороны. Ощущаешь себя покинутым на поле боя, а это, извините, обычно не забывается - предательство, особенно бытовое. Понимаешь, что по-большому счету человек одинок - от рождения до смерти, от взлетов до поедания окорока. А рассуждать философски, жуя - это, извините, ни в какие ворота! И вот уже когнитивный диссонанс налицо! Срыв нервов. Мизантропия в почках. И вот уже был человек, а стал - готовый маньяк. Лилипутных же свинок с хорошо наеденными окорочками, увы, в Армении не растет...
Нет, ну ради справедливости скажу: да, было когда-то, конечно, время поклонения свиному окороку в нашей семье. Свекровь, помню, любила это блюдо, царствие ей небесной. Особенно после войны. Настрадалась, бедная женщина, от голода и холода. Правда, подозреваю, что любила она окорок больше как символ. Как символ буржуазности, стабильности. Как космический знак, что Земля еще вертится, а мир и Ереван стоят еще в лице нашей семьи. Но - не сложилось как-то. Свиной окорок оказался довольно коварным существом.
Первая послеблокадная покупка окорока заняла все наши со свекровью силы - душевные, материальные и физические. Потому что это чудо природы на тот момент элементарно трудно было найти. Странно! Остальные части свининки было найти легко, а вот целый окорок... Но свекровь нашла. И мы стояли в очереди таких же чокнутых чуть ли не 8 часов, попеременно сменяя друг друга. Моя хлипкая агитация за "положить на свинью" была пресечена сразу и на корню, поэтому я перестала ныть и тоскливо стояла до последнего. Привлечь же наших мужчин к этому счастью было невозможно - все находились на службах.
Мы купили наконец этот несчастный "хози буд", принесли домой и запихнули в холодильник. Радостно потирая ручки, отправились дальше, ибо список покупок не заканчивался, понятное дело, на буде. И вот, накупив всего, в предвкушении долгожданных операций над окороком, мы топтались перед дверью с сумками. Свекровь, как истиный потомок игдирцев, блестя роскошными зелеными глазами, вслух рассуждала о разных способах засолки мяса в Западной Армении...
И тут дверь открыл свекр - подозрительно радостный, счастливый и веселый.
Тут как бы в чем загвоздка-та? Вообще, свекр мой - человек суровый, рельефный. Человек-Армения. Молчаливый. Скала, а не человек. Оч удобно, скажу вам, жить с таким человеком. Особенно в минуты споров с представителями официальных учреждений и командиров штабов. Потому как спор волшебным образом сразу сходит на нет и в нашу пользу, стоит свекру повернуть свой благородный княжеский профиль и спросить, в чем дело. А один представитель как-то со страху даже предложил самому заплатить недосдачу, свернув дебаты, но мы, подумав, отказались от предложения, ибо совершенно невовремя проснулась совесть моего мужа. А моя близкая подруга, попадая в радиус видимости свекра, странным образом меняет походку, петляя по квартире, как пленный белогвардейский фашист, улепетывающий от красноармейских партизан.
Причина этого феномена - влияния моим свекром на окружающую среду - была как-то озвучена одним начштабом. Поежившись, парень прошептал:"А у него глаза - как дула винтовок. Посмотрит на тебя и - хуяк! Чувствуешь, что будешь много говорить и!.." - и провел большим пальцем по горлу жестом сицилийского мафиози.
Именно поэтому встретить радостно улыбающегося свекра на пороге дома - явление редкое, не сказать, практически невозможное. И именно поэтому мы со свекровью напряглись, дружно смутно заподозрив неладное. Свекр, открыв дверь и отбирая сумки у свекрови, воскликнул:
- Дорогая! Я все уже сделал!
Свекровь, медленно холодея, спросила:
- Чт-т-то т-ты с-сделал?
- Ну как же! Вы молодцы! Джан, хорошее мясо достали! Я решил вам помочь! - гордо сияя, заявил свекр:"Так что мясо я уже увидел, оценил, нарезал на порции и разложил в морозильнике!"
Свекровь со стоном опустилась прямо на пороге и стала плакать как ребенок, потерявший мечту.
На второй год попытка с будом была повторена. Свекр и все в семье были проинсктруктированы на всякий случай: "Разделаете мне буд - руки поотрываю, строители!" предупредила свекровь. И вот уже румяный ароматный окорок лежит на столе. Но вся предновогодняя нервотрепка определенно доконала женщину. И поэтому, после того, как большая семья во главе со свекром и братьями моего мужа собралась, она позволила себе чуть отпить вина по поводу праздника и легла спать. Окорок же, как символ вечности, лежал на столе. И был таким основательным, таким обманчиво внушающим спокойствие и мир... Мы в гостиной с невестками и детьми осадили телик, а мужская часть осела на всю ночь в столовой.
Следующая встреча состоялась в столовой утром, когда все вскочили с мест от ужасного вопля. Пред нашими взорами открывалась душерездирающая картина: свекровь, возмущенная до глубины души, стояла у стола, больше напоминавшего куликовское поле после битвы, а напротив нее, на огромном блюде сиротливо блестела обглоданная кость - все, что осталось от хози буда.
До сих пор мы никак не можем выяснить, у кого все таки до такой степени на тот момент отсутствовала совесть. Вся мужская часть, виновато уткнувшись в пол, мычала, что во всем виновата тутовка из Вачагана, присланная дядей, кизиловка этого шаш-кёрисеци-Арама и политическая обстановка Армении и Мира, которую просто необходимо было обсудить, а совсем не они. "Я породила динозавров без чести и совести! Азраилы вы, не люди!" - стонала свекровь, а невестки бегали вокруг и прикладывали мокрые полотенца на лоб, дружно сочувствуя женщине.
Душа старшего сына не вынесла страданий и вылетела из квартиры вместе с хозяином. А всего лишь через два часа уже они стояли на пороге с горячим, ароматным хози будом на подносе. Откуда и как был найден этот окорок всего за два часа да в первый день Нового Года в послевоенной Армении остается за гранью познаний человеческих. Деверь, скромно потупившись, объяснил просто:"Друзей попросил, объяснил ситуацию." Свекровь до последнего дня была уверена, что это потому, что сын - доктор наук, большой человек, вон как его люди уважают! Мы же - невестки - отвергаем эту идею сразу же. "Он просто дружит с эльфами!" - ответила самая трепетная старшая невестка. Я, не раз замечая целую дюжину чертей в зеленых материнских глазах деверя, в моменты его вдохновения брызжущих молниями, нарисовала перед мысленным взором совсем не гламурных эльфов, а пиратский платок с кольцом в ухе, шаровары, кривой клинок и развевающийся Веселый Роджер на всей этой историей. Средняя невестка, в отличие от нас деловая и практичная, жесткой рукой спустила всех с неба:"Да ладно вам, какие эльфы, какие пираты, он просто крутой кайрановский пацан!" Ну, что тут поделать, сей женщине не взлететь над Землей, не понять ей души великие порывы...
Наверно в той истории таки крутились какие-то сказочные существа, ибо на третий год буд все же согласился дойти до своей хозяйки, причем, с первого раза. И даже был ею опробован. Но судя по его несерьезным размерам и худощавости что-то надломилось в душе у окорока. Доверие к нам явно утратилось, и символ с той поры практически почил в бозе, безвозвратно канул в вечность. Бедная женщина полностью его понимала:"Буд - он для приличных людей, а не для троглодитов!" - мстительно выдавала она на просьбу о хози буде на НГ.
Окорок еще пытался вернуться в лоно нашей семьи. Судя по усилиям, он тщился не ставить на нас окончательного креста, и время от времени появлялся в доме в качестве новогоднего подарка, как бы говоря, что мы все же иногда можем казаться вполне приличными людьми. Но вскоре разочаровался в нас окончательно.
И в этом году уже не появился. Ни в каком виде.