С видом на Защёлки.

топ 100 блогов guriny — 11.03.2025

Тут у нас опять-таки был поход. Небольшой по численности. И в такое  место, где раньше нам бывать не доводилось. Ходили мы на гору Журавлиный Камень. Организовал наш поход городской турклуб и лично Павел Анатольевич Исаков. 

С видом на Защёлки.

Журавлиный Камень или Журавлиха — это гора за посёлком Половинный.  А посёлок Половинный — это за Верхним Тагилом. Ехать далеко, ехать решили на своих машинах, поэтому численность походников была небольшая, человек двадцать. А тут и наши собираются. Как раз под окнами нашего дома.

С видом на Защёлки.

Едем. Посёлок Половинный, или как все говорят — Половинка, довольно далеко от привычных наших путей. И был я там всего один раз и давным-давно. А люди туда ездили разве что в баню. Баня там какая-то особо знаменитая. Ещё там есть птицефабрика, называется «Кировградская» по названию района. Видимо когда-то решили, что «Половинковская птицефабрика» —  звучит не очень. Кстати почему именно Половинка. Посёлок стоит на бывшем Железном пути. Как до него доедешь, так будет половина расстояния от Невьянска до берега Чусовой. Дальше по тому же пути будет бывшая деревня Воробьи. А ещё дальше — Трёка, где уже была пристань на Чусовой. Ехали мы на машине с Володей и Эллой.

С видом на Защёлки.

Посёлок встретил нас неприятным запахом куриного помёта. Вообще любая птицефабрика — это огромное «производство» именно помёта. Не представляю себе, куда его тут девают. Слышал я, что помёт сушат и используют как удобрение. А ещё Женя нам сказала, что в посёлке Рефтинском, где тоже есть птицефабрика, ничем «этаким» уже не пахнет. Может быть, там технологии совершеннее. Первая наша остановка под вывеской МУПУЖКХ, вон она, на углу дома на фото сверху. Я смотрел и не понимал, что значит это длинное слово. Потом сообразил.

В наших деревнях ещё ездят древние «дровяные трактора» Т-16. На них обычно дрова и возят. А ещё чистят снег. На нём стоит самосвальный кузов и можно прицепить отвал для чистки снега. В городе я подобных штучек не встречал, а тут - целых два.

С видом на Защёлки.

Наверное, люди к специфическому запаху привыкают. Мы привыкли быстро. Идём к лесу, читаем название «Улица Минская». Почему именно Минская? Неужели люди из Минска приезжали на Урал строить птицефабрику?

С видом на Защёлки.

Дома в Половинке, как во многих местах России, одноэтажные и стандартные. Причём стандарт годов шестидесятых-семидесятых. Бетонные панели стен, широкие «городские» окна. А к этим стандартным домикам люди уже сами пристраивали кто что хотел. Есть два или три многоквартирных дома. А у кого-то перед домом стоят вот такие штуки.

С видом на Защёлки.

Идём в лес. Идём от запаха к свежему воздуху. Идём по чьей-то лыжне. Идти по лыжне жутко неудобно, ноги проваливаются. Метров двести прошли — всё прокляли. Потом начался снегоходный след. По нему идти гораздо удобнее.

С видом на Защёлки.

Идти нам так по одним сведениям пять километров, по другим — восемь. Пока шли, Женя нам рассказала, что в Рудянке, на нашей малой Родине, открыли туристический центр от Висимского заповедника. А мы-то не знали. По-моему, плохо сочетается — Рудянка и туризм, и заповедник. Хотя, новая эпоха и это вот всё... Глэмпинги какие-то тоже вот появились, а я о них ни сном, ни духом.

С видом на Защёлки.

К горам ходят и ходят довольно активно. Отмечают тропы ленточками, прибивают кормушки. В кормушках — огромные куски сала и свиных шкурок. На них пасутся «маскировочные синицы» и громко щебечут, благодаря людей за заботу. У них расцветка не такая яркая, как у городских синиц. А просто серая с белым и чёрным, маскировочная. Лесные синицы называются гаички, а городские синицы называются московские. Московские кстати гораздо крупнее гаичек.

Встречаем дерево, корявое и сухое. Почему-то вспомнился дуб Мамврийский, такой же корявый и высохший. Говорят, что когда дуб засохнет полностью, тогда и будет конец нашему миру. И люди с надеждой ходят вокруг дуба, стараясь найти живые веточки и побеги. Вроде пока находят. И у этого дерева одна живая ветка нашлась.

С видом на Защёлки.

Идти нам изрядно надоело, дорога пошла в гору и тянется, тянется. Павел Анатольевич сказал, что где-то здесь планируют установить ещё один знак «Европа-Азия». И вроде он в лесу даже был, но его поглотила природа. Зато встречаем деревянный указатель «Гора Лубная — туда, гора Журавлиха — сюда». До обеих гор по три километра. На Лубную наши туристы уже ходили, правда без нас.

С видом на Защёлки.

И опять идём и идём. Разглядываем снежные «наросты» на деревьях. Очень много заячьих следов, а на деревьях сильно погрызена кора. Это уже лоси. 

С видом на Защёлки.

И вот пришли. Тут всё как всегда. Костёр, пельмени, чай.

С видом на Защёлки.

«Журавлиные» путешественники едят первый пельмень.

С видом на Защёлки.

А здесь будет тот красивый вид, ради которого не жалко пройти пять километров. Или всё же восемь? Где-то под нами Главный Уральский хребет. Или не Главный. Но это водораздел. Отсюда одни речки текут в Европу, в Шишим, другие — в Азию, в реку Тагил. В Шишим впадает и речка Журавлиха, по имени которой названа гора. 

С видом на Защёлки.

Павел Анатольевич показывает нам, где какие горы, называет их. А я ничего не запоминаю. Помню, что вот там — просто Сутук, а вот чуть дальше Малиновый Сутук. Эта территория — самый край Висимского заповедника. На одной из гор стояла железная вышка для наблюдений за лесом. Её повредил большой лесной пожар. Повреждённую вышку восстанавливать не стали, демонтировали. Хотели построить новую, но потом подумали, что для наблюдений хватит и той, что стоит на Весёлых горах. Там, где смотровая площадка заповедника. Пост об этом месте у меня был.

С видом на Защёлки.

Сам камень занесён снегом, стоять на нём страшно, потому что скала тут отвесная и довольно высокая. Наверное, снизу она выглядит красиво и величественно, но спускаться по целине неохота. А Павел Анатольевич рассказывает нам, что ниже горы есть небольшой гребень, где стоят через примерно равные расстояния скалы-каменные столбики. Когда лес был ниже, эти столбики выделялись, а сейчас их практически не видно.  На фото можно разглядеть только одну такую скалу. А раньше люди называли их Защёлки. И действительно, когда смотришь на ряд этих скал, вытянутых в одну линию, то они они похожи на какие-нибудь бельевые прищепки или защёлки. 

С видом на Защёлки.

Журавлей тут, естественно, нет. Как нет и воробьёв в деревне Воробьи. Журавли у нас на Урале, вроде бы не встречаются вообще. И опять же, непонятно, почему горе и речке дали «журавлиное» название. Его принесли сюда из центральной России. Может быть, тут жил какой-нибудь разбойник по прозвищу Журавель. А Павел Анатольевич высказал вот такую версию происхождения названия. Где-то тут есть болото, на котором растёт клюква. Болото это здесь единственное, больше клюквенных мест поблизости нет. А клюква на древнерусском языке называлась журавка. Посмотрел в Интернете насчёт журавки. И вычитал, что на языке древних клюква называлась журавина. В общем-то, похожее название. Так что, клюквенная версия имеет право на существование.

С видом на Защёлки.

Ещё мы узнали, что уральский Железный путь имел дорожку зимнюю и дорожку летнюю. Зимняя дорожка вела по замёрзшему болоту, а летняя по горке. Летом болото было труднопроходимо. А где-то под горой есть труба, торчащая из земли. И из этой трубы прямо потоком течёт вода. В семидесятые, во время засухи, в наших местах искали воду, бурили. Засуха угрожала водоснабжению УЭХК. Поэтому дыр в земле со страху насверлили много. Одна из них оказалась очень продуктивна. Но всё же не настолько, что тянуть водопровод в город Новоуральск. Так и остался где-то в лесу рукотворный фонтан. Может быть, когда-нибудь к нему и сходим.

Где-то в этих местах имеются и охотничьи избушки. Но где — это нам неведомо и идти далеко. Тут же была избушка у легендарного новоуральского туриста Михаила Чернякина. И какие-то еще есть избушки. Одна из них полностью под землёй. Крышка, лаз под землю, а там небольшое местечко, только чтоб троим поместиться. И ещё одна избушка, куда ездят по договорённости и под видеонаблюдением. Видеокамеры в лесной избушке кажутся дикостью. Я ведь привык к той избе, куда мы время от времени ходим. Там всё на доверии. Дошёл до избы — значит свой. А у людей-то вон как.

С видом на Защёлки.

А у кого глазки красивые? По традиции — у Эллы Анатольевны.

С видом на Защёлки.

А когда мы шли обратно другой дорогой... Шли мы другой дорогой по настоянию Павла Анатольевича, ибо новая дорога — новые впечатления. И вот тогда мы поняли, что не все снегоходные следы одинаково полезны. А только те, по которым снегоход ездил много и часто. А где ездил не очень часто, то там и ходить довольно трудно. Не так «безнадёжно», как по лыжне, но всё же мы устали сильно.

И никогда мы так не радовались помётному запаху, как в тот момент, когда в конце похода подходили обратно к деревне Половинке. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему” Л.Н. Толстой "Кто смог прыгнуть дальше всех, получит шанс прыгнуть еще раз". Мао Дзедун У Природы нет черновиков. Раз исчезнув мы исчезаем навсегда. (с) Давайте посмотрим на Две ...
В интернетах сейчас идёт бурление по поводу анонсированного компанией Microsoft семейства планшетов "Surface". У меня тоже есть что сказать по этому поводу... Если кратко: "Не взлетит." Этот вывод я сделал, даже особо не вдаваясь в технические ...
все,кто понимает,что такое взорваться в небесах, ...
Сахарное печенье Творожная лакомка Творожная лакомка – это чудесная ...
Каждый следователь по особо важным делам должен теперь пройти у моей мамы  Мизулиной консультацию, как у специалиста по извращениям. злые языки утверждают: - Коля МИЗУЛИН в ...... ДОЛБИТСЯ(( На ...