С вещами на выход

Компания Qatar Petroleum International вышла из переговоров по проекту «Ямал СПГ» стоимостью 20 млрд долларов. НОВАТЭК уже ищет новых возможных партнеров в Китае и Южной Корее.
Основной причиной называется цена газа - "...старший аналитик энергоцентра бизнес-школы «Сколково» Мария Белова считает, что если катарский газ стоит в Европе около 110 долларов в пересчете на тысячу кубометров, то ямальский газ будет втрое дороже. Экспорт дешевого газа из США, намеченный на 2016 год, «фактор, меняющий правила игры, из-за чего в дальнейшем дорогие СПГ-проекты не смогут оправдывать цели инвесторов», соглашается старший аналитик по газу Societe Generale Тьерри Бро. Поэтому Катар ищет менее затратные варианты, чем труднодоступный шельф российской Арктики. В частности, в январе страна объявила, что собирается вкладывать в разработку месторождений и производство газа в соседнем Египте..."
Сроки ввода проекта в строй могут быть сдвинуты на 2018 год - в то время как 16 год называется сроком начала массового экспорта газа из Северной Америки. Фактически ямальский газ должен будет приходить на уже поделенный рынок - что делает его конкурентные перспективы еще более призрачными.
Говоря иначе, российские проекты СПГ фатально отстали от технологического рывка, который предприняли Катар и американцы. Если учесть, что Австралия вложила в развитие сектора СПГ около 200 миллиардов долларов и тоже ориентируется на 2016 год, после которого она рассчитывает выйти на второе место в мировом рейтинге стран-производителей СПГ, то и рынок Юго-Восточной Азии к 2018 году будет наглухо занят.
Стратегия "мировой энергетической сверхдержавы", о которой уже перестали вспоминать, похоже, окончательно умерла. Проблема даже не в том, что будут падать российские экспортные объёмы. Проблема заключается в том, что стратегия "энергетической сверхдержавы" предполагает два варианта политики. Первый вариант - Россия должна доминировать во всех технологиях добычи и транспортировки газа. В трубопроводном, сжиженном, сланцевом и попутном газе Россия должна иметь значимые позиции. Если только хотя бы в одной технологии Россия не будет занимать ведущие позиции - именно с этой стороны и будет произведено давление, на которое нечем будет ответить.
Второй вариант - Россия должна создать или занимать ведущие позиции в международной организации стран-экспортеров, которая будет защищать интересы производителей от диктата потребителей.
Как сегодня уже можно точно сказать, первый вариант для России закрыт. Мы занимаем действительно значимое и ведущее место по поставкам сетевого газа. Здесь мы не монополисты - но главные игроки на двух ведущих рынках. Однако наши конкуренты (и их уже вполне можно называть противниками) пользуются своим неоспоримым преимуществом в других технологиях - добыче сланцевого газа и производстве сжиженного. При этом наши проекты СПГ благополучно проваливаются - и отказ катарского QPI скорее, можно рассматривать именно с точки зрения диверсии, чем экономического решения. Бурное развитие добычи сланцевого газа, о котором еще год назад Газпром весьма непочтительно отзывался (повторюсь энный раз - справедливо отзывался, но только с узкой сугубо конкурентной точки зрения) высвободило значимые объемы природного газа, которые ранее шли на североамериканский рынок - и именно они готовятся в 2016 году на экспорт. Именно североамериканский природный газ из США и Канады придет на европейский рынок, а его место займет сланцевый. Что делает Россия в плане развития технологии добычи сланцевого газа? Риторический вопрос, как известно, ответа не требует.
Кроме того, все больше стран начинают активно проводить изыскательные, разведывательные работы по добыче сланцевого газа на своей территории. Буквально сегодня "Вести. Экономика" сообщили об интересе Турции к этим проектам: "...Запасы сланцевого газа в Турции составляют 1,8 трлн куб. м, что хватит стране на 40 лет при ежегодном потреблении сырья в 45 млрд куб. м. Такие выводы содержатся в докладе Турецкой ассоциации геологов-нефтяников (TPJD). "Турция имеет значительный потенциал сланцевого газа, особенно в регионах Фракии и Юго-Восточной Анатолии", - сказал президент TPJD Исмаил Бахтияр..."
В общем, пока можно с большой и изрядной долей уверенности сказать, что стратегия "сверхдержавы" по первому варианту провалена.
Второй вариант - через некий "газовый ОПЕК" отстаивать свои интересы перед конкурентами и потребителями - тоже так и не реализована. То есть, Форум стран-экспортеров газа есть. И даже россиянин - его глава. И даже недавно перерезана ленточка в офисе Газпрома в Дохе. Но ни о какой организации как не было речи, так и нет. Россия блестяще провалила и это направление.
Вывод тих и печален - отчеты Газпрома, демонстрирующие нисходящий тренд по объемам поставок, продолжатся. Несмотря на бодрые заявления, несмотря на фотографии и графики сайта "Сделаноунас.Ру" ситуация пришла к своему логическому концу. Газпром, реализуя весьма амбициозную и совершенно непродуманную стратегию высшего руководства страны, не сумел создать запас прочности под этой стратегией. Проще говоря - провалил её. Если в отношении руководства Газпрома еще можно надеяться на принятие оргвыводов (ну так, чисто в теоретическом плане), то какие выводы можно сделать в отношении политруководства, которое такую стратегию и выдвинуло?
ПС. Я в курсе, что НОВАТЭК и Газпром - это разные структуры. Так что попрошу набравших воздух в грудь по этому поводу тихо выдохнуть. Я писал не о Газпроме - а о стратегии "энергетической сверхдержавы". Которую теперь можно забыть. И думать, что нужно делать в новых и гораздо более сложных условиях.
|
</> |