С широко закрытыми глазами
ylucc — 02.08.2010 Бывает, что книга или фильм при первом знакомстве оставляют не самое лучшее впечатление - но оно радикально меняется при второй встрече. Так когда-то произошло у меня с "Мастером и Маргаритой"; так же сложились отношения с фильмом, своими самыми скандальными сценами вызывающим однозначные аллюзии со знаменитым романом.Впервые я посмотрел последний фильм Стенли Кубрика почти сразу после выхода на экран, и он мне активно не понравился, более того - показался свидетельством явного творческого заката режиссера. Теперь мне так не кажется, и, поскольку фильм все тот же, видимо, дело во мне.
Последнюю ленту Кубрика критиковали довольно много: и за затянутость, и за надуманность, и за Нью-Йорк, непохожий на Нью-Йорк, и даже за то, что Том Круз играет как Том Круз, а не как, например, Аль Пачино в лучших ролях - то есть играет хреновенько, прямо скажем. Не то чтобы критики клеветали на лебединую песню маэстро: все перечисленное ими действительно имеет место, только вот вопрос: а недостатки ли это? Можно сказать, что фильм Кубрика затянут - а можно, что он имеет свой замедленный ритм, чуть-чуть не дотягивающий до замедленного ритма иного сна, и нем есть своя прелесть. Сюжет взят из старой новеллы, но кто способен точно сказать, что может быть в этом мире, а что нет? Вообще одно из главных достоинств фильма - возможность бесконечного количества истолкований. Можно видеть в нем притчу о супружеской верности и неверности; лирическую поэму об одиночестве вдвоем и одиночестве в большом городе; тревожное предупреждение об иллюзорности теплого и налаженного бытия - рядом с ним всегда таится зло; иллюстрацию к фрейдовской теории подсознательного, полудетективную историю о человеке, влезшем не в свое дело - или же (мед для любителей конспирологических теорий) закамуфлированную критику этого мира и тех, кто им правит. Я вот, к примеру, только благодаря статье в Вики, посвященной фильму, узнал о существовании Богемской рощи. Можно предположить, что есть и клубы, о которых мы не знаем.
И Круз - никакой, по большому счету - идеально соответствует идеалу среднего класса, тому никакому и "преуспевающему" маленькому человеку, объекту всех политических манипуляций и социальных опытов, о которых ему никогда не суждено узнать.
"Ничего не было, Билл, расслабься. Тебя разыграли".
|
</> |