С Рождеством!
alexandrov_g — 07.01.2010 В нашем мире всё имеет конец. "Сколь верёвочке не виться..." Но из наличия конца с неопровержимой логикой выводится и наличие начала. Есть конец? Есть. Значит, где-то должно быть и начало.Начало точно такое же, как у нынешних китайско-индийских "разногласий". Корень уходит очень далеко, ещё во времена правивших когда-то Индией британских вице-королей, но те времена быльём поросли и обретшие шестьдесят пенсионных лет назад чаемую независимость индийцы пытались даже с Китаем дружить, так, как они это понимали, конечно. Национальные особенности, знаете ли, но попытка не пытка, пытались и индийцы. Из попыток этих ничего не вышло, дружба не заладилась и закончились благие намерения тем, что Индия принялась искать себе покровителя. Кто ищет, тот обрящет, не без этого, нашла себе покровителя и Индия, и был тот покровитель весь из себя такой импозантный, в полосатом цилиндре, с усами, с бородкой клинышком, всё при нём, звали доброго покровителя Соединённые Штаты.
Покровитель покровительство оказал, на то он покровителем и называется, но захотел он из покровительства извлечь и кое-какие приятности для себя. Государства, любые, как бы они ни назывались, каких бы честных глаз они не делали и как бы руку к груди ни прикладывали, услуг даром не оказывают, но США в этом смысле выделяются даже и фоне всех остальных "любых". В высшей степени прагматичное государство, не государство прямо, а рациональнейший из рационализаторов. Ну и вот, вступившись за сиротку в возникшей у той с соседом пограничной войне, США потребовали от Индии расплатиться натурой, ибо больше с бедняжки взять было нечего.
Не успели в начале шестидесятых перестать сверкать молнии и ворчать гром в только что завершившемся сино-индийском конфликте, как в Гималаях подобно грибам после дождя тут и там выросли американские станции слежения - слежения "радио", слежения "электронного", слежения "геофизического", слежения "геодезического", слежения "картографического", слежения "этнографического", слежения очень даже культурного и слежения бескультурного вовсе. Американцев делает американцами не только ставшая второй натурой рациональность, но ещё и такая завидная и в межгосударственных отношениях полезная черта как любопытство. А на Земле трудно сыскать место, позволяющее удовлетворить своё любопытство лучше, чем Гималаи. "Сижу высоко, гляжу далеко." Ну и ламы там водятся, просветление, махатмы, то да сё. Лхаса. Снежный человек, опять же. И как будто одного Снежного человека мало, рядом, как нарочно, ещё и Китай случился.
А что до американо-индийских отношений, то они несколько омрачились после того, как Индия обнаружила, что таких, как она, у дядюшки Сэма целый крепостной театрик, а уж когда американцы не позволили, чтобы наша смуглянка индианка у соперницы пакистанщицы глаза выцарапала, тут любви и вовсе пришёл конец. Но время, которое верёвочку вьёт, не остановить, и не прошло и тридцати лет, как выяснилось, что старая интрижка не ржавеет.
В 2001 году Индия вдруг (а до этого она ни сном, ни духом!) обнаружила, что вдоль её границ вновь цепочкой тянется сеть "станций слежения". Совсем как в стародавние времена, только теперь эти станции находились не на индийской территории, а по другую её сторону - в Бирме. В том самом Золотом Треугольнике, где растят дурь. А как всем известно, Золотой Треугольник это этакое поле чудес, сказка, неизвестно кому принадлежит, неизвестно кто и в каком количестве там проживает и кто треугольное место контролирует. "Дикое поле". И вот теперь в этом диком месте кто-то понаставил "башен" и принялся за индийцами шпионить. Бдительные индийцы сперва заподозрили, что это какие-то наркоманы, но стоило им чуть попристальнее из под чалмы приглядеться как обнаружилось неприятное. Станции в никем якобы не котролируемом Золотом Треугольнике понастроил Китай.
2001 год это не только начало нового века, но это ещё и момент, когда кое у кого (не у всех, не у всех) начали "открываться глаза". Как у котят. И вот те, у кого глаза открылись, огляделись-оглянулись и обнаружили, что очутились они в прекрасном новом мире. И что мир этот хоть и похож на старый, но отличается от него образом разительнейшим.
Старый мир, мир знакомый, мир, к жизни в котором привыкли все, был миром, где велась Холодная Война. В рамках этой войны, ведшейся по всему "шарику" стороны (США и СССР) "обозначали" себя. Обозначали военным "присутствием". Тем, что в просторечии называется "базами". Так вот обнаружилось, что в мире новом, в новых "исторических условиях" базами обозначает себя не только оставшаяся после 1991 года в гордом одиночестве сверхдержава, но и те, кому она позволяет базами обзавестись.
Кому и где?
А вот тут-то и начинается самое увлекательное.
Чем является по отношению к Китаю Бирма я уже объяснял. И чем и по отношению к кому является Пакистан тоже. Давайте начнём потихоньку эту тему углублять и ускорять.
Понятно, что доставлять нефть, нефтепродукы, сжиженный газ и вообще всё то, что называется "полезными ископаемыми" из районов Ближнего, Среднего Востока и Восточной Африки к побережью Бирмы куда легче, быстрее и, главное, ближе, чем в собственно китайские порты. Это очевидно. И, по той, видимо, причине, что сопротивляться этой очевидности китайцы не смогли, они принялись строить в Kyauk Phyu, что на западе Бирмы, глубоководный порт, способный принимать самые большие на сегодня танкеры и сухогрузы.
С Бирмой понятно, но китайцы начали стоительство точно такого же глубоководного порта и в Гвадаре. А Gwadar это уже Пакистан. Причём если бирманский порт вроде бы гражданский, то рядом с гражданским портом в пакистанском (надолго ли?) Бедуджистане китайцы строят и военный порт. Если Индии смотреть на это благолепие со своей точки зрения, то получится, что Kyauk Phyu от неё по левую руку, а Gwadar по правую. "Близок локоть, а не укусишь."
Мало? Кому как. Китайцы подумали и решили подбросить индийцам ещё гостинчик. Они полезли в Бангладеш с намерением "модернизировать" порт в Читтагонге. На собственные, китайские деньги, чему бедные бангладешцы рады радёшеньки.
Мало? Китайцы начали строительство порта в Хамбантоте (Hambantot) в Шри Ланке, в той самой, где растят цейлонский чай. Причём этот порт чисто военный, без всяких выкрутасов.
Поднатужившись, китайцы в добавок к портовому комплексу в Гвадаре начали в Пакистане строительство ещё одного порта в Пасни (Pasni), что примерно в ста километрах к востоку от Гвадара и одновременно прокладывают современное шоссе, связывающее Гвадар с Пасни. Но ещё даже не завершив идущего полным ходом строительства, китайцы уже ввели в строй станцию слежения в Гвадаре и ведут мониторинг проходящих Ормузским проливом судов. "Тем, кто понимает" не нужно объяснять, что такое Ормузский пролив и с чем его едят. И чем его запивают.
Мало вам (ну, вам-то ладно, тут главное, чтобы индийцам мало не показалось) того, что Китай Индию обкладывает, как гималайского медведя? Нате вам ещё.
Есть в Индийском океане такие острова - Андаманские (они у Конан-Дойля упоминаются вкупе с привезённым в Лондон дикарём, его духовой трубкой и отравленными шипами), принадлежат они Индии, но вот немножко на север от них есть ещё одна группа островов в океане, называются они Кокосовые Острова и административно они являются частью Бирмы. В том самом знаменитом 2001 году индийцы вдруг всполошились, подняли шум, заиграли на ситарах, затрубили в трубы, забили в барабаны - бедняги обнаружили, что китайцы тихо, не шумя, взяли Кокосовые острова у Бирмы в лизинг и на самом большом Кокосовом острове обустроили станцию слежения, а следят они зорко, сидя на острове, где растут кокосы, за индийским ракетным центром в Шрихарикоте, откуда индийцы запускают свои индийские спутники и где они ("сотрудничая" в благородном деле исследования мирного, конечно же, космоса со США, Францией и некогда СССР, а сейчас РФ) испытывают свои, исконно индийские, баллистические ракеты. И обнаружили этот возмутительный факт индийцы якобы только в 2001 году при том, что китайская станция слежения на Большом Кокосе была построена в 1993. Ну и Индия как принялась в 2001 году шуметь, так по сей день и шумит, пошумливает, а Китай знай себе отмалчивается, но при этом без дела не сидит, а начал строить ещё одну станцию на другом Кокосовом острове, зачем же добру пропадать.
И делает это Китай не только потому, что ему интересно прищуренным китайским глазом индийские секреты подсмотреть, но ещё и потому, что рядом с Андаманскими и Кокосовыми островами находится Малаккский пролив.
Углубление и разгон мы продолжим в следующей части, а пока поразглядывайте вот эту незамысловатую картинку, на ней обозначены главные проливы мира и Суэц с Панамским Каналом, а также указана их глубина в метрах. Очень, очень интересная картинка. Поучительная и познавательная:
Г.А.
|
</> |