С Праздником
rezoner — 09.05.2010 Это был всегда праздник в моей семье, но мама больше плакала.Отец воевал, приписав себе год: он 24-го, записался 23-м, был в артиллеристском, точнее, ракетном, училище, в 42-м первый раз попал на фронт, под Воронежем. Довольно быстро его ранило, очень тяжело. Потом еще два раза попадал на фронт, и после третьего ранения комиссовали его по инвалидности, которую он похерил, потому что с ней не брали на географический факультет МГУ. Но еще я помню, какие у него были припадки эпилепсии, и как он, отлежавшись, вставал тихонько, пил сладкий чай и шел работать. Потом, лет через 15 после войны, окончательно прошло и вернулось под конец жизни. Он немного не дожил до пятидесятилетия Победы, а очень хотел.
Дед по матери отвоевал 4 года в пехоте, как жив остался - я не понимаю. Конечно, не все 4 года на передовой, последние два года при штабе. Но я его плохо помню.
А дед по отцу не воевал, он был нейрохирургом, главным врачом фронтового госпиталя на 2000 коек. Я о нем последний раз услышал от совсем пожилой женщины лет 10 назад, она с ним 4 года проработала, и рассказывала, что резали они 12 часов в день без выходных все это время, там и спали, и света особо не видели. К сожалению, дед привык глушить усталость алкоголем за эти годы, и так до конца жизни и не выправился окончательно, срывался иногда. Но 20 лет после войны заведовал нейрохирургическим центром в Иванове.
Маме было 13 лет, когда началась война. Они прожили в Москве с бабушкой всю войну. Через год она ушла из школы, после 7 класса, и поступила работать на Центральный телеграф. Проработала до конца войны, тоже 12 часов смена, за опоздание на 20 минут под суд. После войны окончила экстерном школу, поступила в МГУ, где папу и встретила.
Это были все какие-то железные люди, я не уверен, что наше поколение смогло бы выдержать.
|
</> |