с небольшим опозданием

Основных проблемы было выделено две. В каком месте древние люди размещали конечную с разворотным кругом и для чего пути на Авиационной улице делали такой загадочный зигзаг.

©ЗиЛовец
К сожалению, круг проблем столь узок в силу совершенно естественных причин. По первому поводу была как-то мини-срачка в каментах, о которой мне недавно напомнили, второй вопрос с детства интересовал меня самого, а третьего просто пока не удалось придумать.
Сначала посмотрите на удивительные приключения разворотного круга. До недавнего времени я был уверен, что конечная располагалась перед голубыми башнями на Щуке. Собственно, там и сейчас круг. Ан нет, веселые трамвайщики регулярно переносили колечко в какое-нибудь новое место:

Карта 1925 года с нанесенными маршрутами общественного транспорта. Разворот был вокруг квартала, где теперь хирургический корпус госпиталя ФСБ, детский сад и жилые дома. Он выезжал с Авиационной (бывш. Центральная) по проезду на Щукинскую улицу, по ней до Курчатова (бывш. Бодрая) и обратно к ресторану «Загородный».

Вот фрагмент карты 1938 года. Добавился еще один маршрут, трамвай кружит там же. Такую схему движения можно наблюдать на планах вплоть до 40-41 годов.

И вдруг раз, карта 1968 года — круг упал вниз, совсем вниз. Сейчас в этом месте конечная автобусов. Когда, зачем, почему? И откуда взялся круг у метро? Как видите, ответов уже много, но полная картина все еще не ясна. Предположительно, самый нижний круг в реальности существовал только до 1967 года, когда был запущен 28 маршрут по Живописной. Но может, до 81-82, когда трамваи поехали от Щукинской в Строгино...
Ждите следующую статью нашего увлекательного цикла! Только в ОП! Как только удастся отыскать достоверные карты 50-х, 70-х и 80-х годов:)
А теперь про зигзаг. Ну ведь не только я его замечал, да? Прямо после остановки «Туберкулезный диспансер», если ехать к Щуке. Как раз напротив проезда на Щукинскую улицу. Только сейчас, увидев карты 22 и 38 годов, стало понятно, что это тяжелое наследие первых трамваепроходцев на районе. Сложно сказать, какова была производственная необходимость оставлять такой изгиб при продлении ветки, но жил он долго и счастливо. Да, жил. Я пару дней назад специально завернул туда, чтобы его сфотографировать для этой заметки. А зигзага больше и нету, спрямили неблагодарные потомки. Насилу отыскал на просторах трамвайных сайтов хоть какую-то фотографию, запечатлевшую артефакт (кстати, сентябрь 2008, еще недавно...). Куча фот с Авиационной, но либо у Пехотной, либо у «Загородного», либо же фанаты трамваев делали снимки, стоя ровно на нужном месте и оно в кадр не попадало:)
Интересный факт. Раньше в щукинском парке стоял памятник товарищу Ленину. Аккурат под цифрой «23» с карты 1938 года. Недавно углядел его со спины на одном из старых семейных снимков и нашел подтверждение на карте 68 года. Надеюсь, современные власти догадаются поставить в этом специально подготовленном месте какую-нибудь симпатичную парковую скульптуру.
Спасибо за карты «Старым картам Москвы» и «Старым картам Москвы».