с небольшим опозданием

топ 100 блогов oktyabrskoepole02.02.2010 Как всем вам известно, где-то на северных границах необъятного нашего Октябрьского поля проложены трамвайные пути и по ним день и ночь снуют трамваи. Проведенное как-то раз исследование позволило установить, что древнейшие из маршрутов были проложены неизвестными рабочими еще в раннекоммунистическом периоде. Но за рамками прошлого исследования осталось немало тайн и загадок, мимо которых специалисты редакции не смогли пройти спокойно и мучились от бессонницы все последнее время.

Основных проблемы было выделено две. В каком месте древние люди размещали конечную с разворотным кругом и для чего пути на Авиационной улице делали такой загадочный зигзаг.

с небольшим опозданием
©ЗиЛовец

К сожалению, круг проблем столь узок в силу совершенно естественных причин. По первому поводу была как-то мини-срачка в каментах, о которой мне недавно напомнили, второй вопрос с детства интересовал меня самого, а третьего просто пока не удалось придумать.

Сначала посмотрите на удивительные приключения разворотного круга. До недавнего времени я был уверен, что конечная располагалась перед голубыми башнями на Щуке. Собственно, там и сейчас круг. Ан нет, веселые трамвайщики регулярно переносили колечко в какое-нибудь новое место:

с небольшим опозданием

Карта 1925 года с нанесенными маршрутами общественного транспорта. Разворот был вокруг квартала, где теперь хирургический корпус госпиталя ФСБ, детский сад и жилые дома. Он выезжал с Авиационной (бывш. Центральная) по проезду на Щукинскую улицу, по ней до Курчатова (бывш. Бодрая) и обратно к ресторану «Загородный».

с небольшим опозданием

Вот фрагмент карты 1938 года. Добавился еще один маршрут, трамвай кружит там же. Такую схему движения можно наблюдать на планах вплоть до 40-41 годов.

с небольшим опозданием

И вдруг раз, карта 1968 года — круг упал вниз, совсем вниз. Сейчас в этом месте конечная автобусов. Когда, зачем, почему? И откуда взялся круг у метро? Как видите, ответов уже много, но полная картина все еще не ясна. Предположительно, самый нижний круг в реальности существовал только до 1967 года, когда был запущен 28 маршрут по Живописной. Но может, до 81-82, когда трамваи поехали от Щукинской в Строгино...

Ждите следующую статью нашего увлекательного цикла! Только в ОП! Как только удастся отыскать достоверные карты 50-х, 70-х и 80-х годов:)

А теперь про зигзаг. Ну ведь не только я его замечал, да? Прямо после остановки «Туберкулезный диспансер», если ехать к Щуке. Как раз напротив проезда на Щукинскую улицу. Только сейчас, увидев карты 22 и 38 годов, стало понятно, что это тяжелое наследие первых трамваепроходцев на районе. Сложно сказать, какова была производственная необходимость оставлять такой изгиб при продлении ветки, но жил он долго и счастливо. Да, жил. Я пару дней назад специально завернул туда, чтобы его сфотографировать для этой заметки. А зигзага больше и нету, спрямили неблагодарные потомки. Насилу отыскал на просторах трамвайных сайтов хоть какую-то фотографию, запечатлевшую артефакт (кстати, сентябрь 2008, еще недавно...). Куча фот с Авиационной, но либо у Пехотной, либо у «Загородного», либо же фанаты трамваев делали снимки, стоя ровно на нужном месте и оно в кадр не попадало:)

Интересный факт. Раньше в щукинском парке стоял памятник товарищу Ленину. Аккурат под цифрой «23» с карты 1938 года. Недавно углядел его со спины на одном из старых семейных снимков и нашел подтверждение на карте 68 года. Надеюсь, современные власти догадаются поставить в этом специально подготовленном месте какую-нибудь симпатичную парковую скульптуру.

Спасибо за карты «Старым картам Москвы» и «Старым картам Москвы».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока два дня в соцсетях бушевала волна народного гнева по поводу "законопроекта о цензуре в сети" и молчала немым укором русская Википедия, я пытался понять кое-что - и кое-что, видимо, понял. Делюсь. В общем, с самого начала я недоумевал: почему ...
Под катом информация об использовании метеоритов, а так же небольшие советы по ...
Вагоны-рестораны включены в состав воинских эшелонов, доставляющих призывников к месту службы, сообщил в четверг начальник продовольственного управления Минобороны РФ Александр Бережной. "Руководством Минобороны России принято решение о включении вагона-ресторана в состав ...
Двенадцать скрипичных мастеров из немецкого города Маркнойкирхен (Markneukirchen) в 2010 году создали самую большую в мире действующую скрипку, которая имеет высоту 4,28 метра, и ширину 1,45 метра, при этом весит более 100 килограммов. Тем самым был установлен рекорд Книги рекордов ...
Наступило изобилие. Помидоры десятками килограммов, огурцы тазами, кабачки тачками, баклажаны радуют, острые перцы возвращают на землю и заставляют придти в себя. Желание все переработать сталкивается с осознанием того, что в таком количестве это уже никому не нужно. Но что-то все ...