­
­

С днём учителя меня!

топ 100 блогов sovenok10106.10.2024

Сегодня собиралась рассказывать девятиклассникам про водно-электролитные нарушения, но эту тему я всегда начинаю с практики: растворяем соль и сахар в разных растворителях (вода, масло, спирт), вернее, пытаемся растворить, смешиваем между собой растворители, а через получившиеся растворы пропускаем электрический ток. После этого куда проще рассказывать про отношения воды и липидов, а также про электролиты и неэлектролиты. И уж совсем понятно, что такое йоны и откуда у них заряд.

Но сегодня я продолбала установку для электролиза, так что эту тему пришлось отложить для следующего раза.

Предлагаю детям другую тему, получаю встречное предложение: поотвечать на вопросы. Ну ок, пусть спрашивают.

Группа поделилась на тех, кто хотел объяснений по биологии — они там не всё поняли — и тех, кто хотел рассказов про мою работу.

В общем, разговор получился насыщенный и выглядел приметно так:

Пластические процессы в организме (что это? про белки что ли?) — почему не всегда аминокислоты из белка, который мы съели, идут на строительство наших собственных белков и можно ли как-то на это повлиять? (спойлер: почти нет, хотя некоторые принципы всё-таки работают)

Энергия! Заставили-таки меня опять быстро и на пальцах рассказывать про гликолиз, дезаминирование и липолиз, цикл Кребса, окислительное фосфорилирование и синтез АТФ. А ведь это запланировано на совсем другой урок! Одна девочка не отставала, пока я не расписала ей, как образуется вода при окислительном фосфорилировании — с предварительным отрывом электронов от водорода и прекидыванием их между цитохромами. Ну и АТФ рассмотрели со всех сторон, это уже после моего любимого вопроса: почему мы без дыхания можем прожить пять минут, а без пищи две недели.

Почему киты могут надолго погружаться и им хватает кислорода? Пришлось рассказывать про миоглобин и растворимость кислорода в жировой ткани.

Молочная кислота, от которой болят мышцы. Почему её не засекают анализы крови? (Спойлер: она почти не попадает в кровоток, а если попадает, это уже ахтунг) Заодно поговорили про белые и красные мышечные волокна, снова поглядывая на картинку с гликолизом, циклом Кребса и окислительным фосфорилированием. 

Возможна ли у нас эвтаназия? (Нет) А если родственники хотят отключить больного от аппарата? (Нет) А бывало ли, что они пытались это сделать втихаря? (Было, им показали на камеры и объяснили, что сядут за убийство). Дети несколько в шоке от мысли, что право на смерть в нашем законодательстве как-то не предусмотрено.

Рассказала им про пациентов с БАС: ясное сознание и не работающие мышцы. Иногда вообще все, кроме глаздвигательных. 

Донорство органов. Рассказала про наше законодательство. Часть возмутилось тем, что родственников не ставят в известность об изъятии органов, часть тем, что люди жалеют органы при умершем мозге, когда личности в теле уже нет. Кричали и аргументировали долго. Я сидела на парте и слушала: в общем-то, я согласна с обоими точками зрения и считаю, что в этом смысле мы находимся в этическом тупике.

Рассказала, что если совершеннолетний пациент не лишеный по суду дееспособности, находится не в ясном сознании, то представителем его медицинских интересов является лечащий врач, а не близкие родственники. Обсудить с ними можем, но все решения принимаем сами, комиссией из трёх врачей.

Попросили рассказать, как скорая привозит тяжелых пациентов в реанимацию. Ну как: берёт и привозит.

Затем снова про окислительное фосфорилирование: не до конца всё поняли. Нарисовала на бумажке. 

Самым упорным объяснила, почему при мышечной работе мы разогреваемся.

А потом два урока (в сумме час двадцать, без перерыва) резко закончились. Дети ещё чуть поспрашивали, но потихоньку всё-таки разошлись. А я осталась немного обалдевшая от таких скачков по разным темам, но с чувством удовлетворения: круто всё-таки связать в их головах боль в мышцах с гликолизом и окислителным фосфорилированием.

А с десятыми решали задачки на тему поиска у заболевшего красных флажков, требующих вызова скорой помощи. Такие уроки всегда проходят на одном дыхании, особенно под мои заверения, что все случаи абсолютно реальные. Хвастаюсь: алгоритм поиска красных флажков дети запоминают быстро и уже после пары задач щёлкают остальные как орешки. У меня же таких задачек накопилось много, есть, чем развлечься.

Напоследок мне подарили домашних печенек и наговорили всяких хороших слов. Это мой пятый день учителя и я наконец-то начинаю ощущать его профессиональным праздником.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Невероятный Ситкинский закат.. ...
Сегодня нужно решить, брать ли сына с собой в отпуск. Ему почти 2 года. Вопросов куча, очень ссыкотно, как он воспримет и перенесет полет на самолете. Посему вопросы к бывалым: 1. Предстоит четырехчасовой перелет. Как занять? Планирую мультики на планшет и книжку взять. Еще какие-нить ...
Игрушечный городок Орта Сан Джулио изумляет особой атмосферой. По узкой , выложенной круглыми камнями дороге спускаешься на залитой солнцем площади. Время обеда, поэтому все столики заняты. Тихий, насколько возможно в Италии, шум субботнего обеда. Мне хотелось доплыть до острова Сан ...
23 августа 2942 года: «Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Мы достигли желанной цели – Волга. Но город еще в руках русских. Почему русские уперлись на этом ...
...