Рязань железнодорожная.

Он на самом деле является достаточно сложным и уникальным. Главная уникальность его в том, что в составе узла целых две станции стыкования. Отдельная для грузовых - Рыбное и отдельная для пассажирских - Рязань II. Учитывая то, что станция Рыбное отстоит от города на некотором расстоянии, то в пределах узла существует многопутный участок, который одновременно работает на двух родах тока. Это участок Рыбное - Дягилево.
Со станции Дягилево отходит обходная 2-х путная ветка, уже на переменном токе, которая соединяется южнее Рязани на станции "204-й километр", с пассажирским ходом на Ряжск. По ней на юг и обратно следуют все грузовые уже под "переменной" тягой. Через Рязань II грузовые поезда как мне сказали - не ходят.
Второй важной особенностью является то, что в Рязани две железные дороги, идущие из Московского региона, которые соединяются в Рыбном, распадаются на два очень важных направления. Одно на юг, другое на восток страны.
Третья важная особенность узла это то, что весь участок Москва - Воскресенск - Рязань I - Лесок, с левосторонним движением. Об этом я писал неоднократно, в том числе и о причинах возникновения единственной левосторонней дороги в России.
И только за станцией Лесок, у платформы Турлатово, что восточнее Рязань I, находится развязка, после которой дорога становится правосторонней, по русскому стандарту.
1. На этой карте виден Рязанский узел. Нет на ней только западного обхода, по которой идут грузовые поезда от Рыбного в сторону Ряжска.

Теперь о вокзалах. Тут тоже все непросто.
В Рязани два железнодорожных вокзала - Рязань I и Рязань II, причем они находятся совсем рядом друг от друга, на расстоянии примерно в километр и даже на одной улице - Вокзальной, которая делает дугу в западной части города между двумя этими вокзалами.
Я раньше никогда не видел вокзал Рязань I и всю жизнь ездил только через станцию Рязань II, следовательно меня всегда интересовало - какой же из двух вокзалов (станций) главнее и крупней в городе.
Осмотрев оба я понял, что вокзал станции Рязань I , которая стоит на том направлении, которое ведет на Рузаевку, Самару и Челябинск, гораздо более крупный и именно он является основным в городе. Он же обладает приличной Привокзальной площадью, в отличие от вокзала станции Рязань II. Почти все электрички на Москву идут именно с этого вокзала, да и сама станция с виду более крупная, как мне показалось с пешеходного мостика.
Рязань I стоит на магистральном направлении, которое известно под названием - южный ход Транссиба. Он проходит через Самару, Уфу и Челябинск. По этому ходу существует единый и нигде не прерываемый полигон электрификации постоянным током, который идет от финской границы, через Москву, Урал, Западную Сибирь и заканчивается на станции Мариинск, что перед самым Красноярском.
Станция Рязань II действует с 1864 года, когда английские инженеры проложили левостороннюю железную дорогу от Москвы.
2. Здания вокзала Рязань I. Здание выглядит как достаточна типовая советская постройка середины века XX. Но на самом деле это перестроенный вокзал XIX века.

3. Привокзальная площадь "Рязань один".
Именно этот вокзал был единственным до 1917 года и именно он встречал много раз царские поезда, о чем напоминает мемориальная табличка.

4. Теперь эту площадь украшают вот такие современные высотки.

5.

6.

7. В расписании есть поезда из Центральной Азии.
На Москву с него ходят четыре раза в сутки скоростные электрички. В пути они проводят около трех часов.

8.

9.

10. "Экспресс" на Москву.

11. А это видимо прибыла местная электричка.
12. Никаких оград нет, ходи где и как хочешь.
Но к этому мы еще вернемся.
13.

14. А так выглядел вокзал города Рязань 110 лет назад.

15. Вид в сторону Москвы.
Слева - путь перемычка на ">

16. Рядом промзона и пойма Оки.
17. Район за вокзалом называется в Рязани - Бутырки.
18. В сторону Рузаевки и Самары.
19.

20.

21. Грузовой на Рузаевку идет со стороны Рыбного. Две ">

22.

23. Зона транспортной безопасности отсутствует.
Покидаем Привокзальную площадь "Рязань один" и по улице Вокзальной перемещаемся ко второму вокзалу.
24. Путепровод над Первомайским проспектом.
По нему проходят все южные поезда на станцию ">

Теперь о второй станции - Рязань II. Она действует с 1866 года и стоит на южном направлении.
Через нее идут поезда в сторону Мичуринска, Воронежа и Ростова, а также на Кавказ, Крым и в нижнее Поволжье. Она в отличие от первой, является стыковой - "постоянка" которая идет от Москвы, сменяется на "переменку", которая уходит в качестве непрерывного полигона на юг России до самого Кавказа. На этой станции происходит смена тяги у пассажирских поездов и поэтому там предусмотрена длительная стоянка. Кроме тех поездов, которые идут под новыми двухсистемными электровозами ЭП20.
Вокзал этой станции поменьше и в архитектурном плане выглядит скромнее. Привокзальная площадь не такая людная как у вокзала Рязань II.
Для грузовых поездов южного направления, станцией стыкования является Рыбное, которая стоит чуть ближе к Москве. Об этом я писал выше.
Еще одно очень интересное наблюдение.
На более крупном вокзале Рязань I нет никакого досмотра и периметра "транспортной безопасности". Ходи, выходи где хочешь, как в старые добрые времена. Нет и турникетов для пригорода.
А казалось бы второстепенный вокзал Рязань II, обладает привычным периметром безопасности, рамками и досмотром пассажиров. Просто так на перрон не выйдешь.
Странно и необычно - ведь они оба в одном городе и близко друг от друга.
25. Вокзал и Привокзальная площадь ">

26. А вот это здание оказывается совсем современное. Его построили в 2014 году, причем в стиле "под XIX век".
Удачно надо сказать получилось. Я вначале даже и не догадался, я ведь старое здание не помню.

27.

28. До него было вот это здание, которое судя по стилю было построено скорее всего в 50-60-е годы.
Но это лишь мое предположение.

29. Еще в сети найдено вот такое фото, где изображен вокзал Рязань II. Это конец 40-х годов.
Здесь он сильно напоминает типовое здание Рязанско-Уральской дороги.
Но в сети пишут, что до 1917 года пассажирской станции Рязань II вообще не существовало, хотя направление на Ряжск и Мичуринск очень старое и возникло в конце 60-х годов XIX века.
Так откуда же взялось это явно дореволюционное здание? И где до 1917 года делали в Рязани остановку поезда, следующие на юг, в сторону Мичуринска?

30. Привокзальная площадь тут гораздо скромнее, чем у ">

31.

32. Я эту станцию очень много раз проезжал по пути на юг. Поэтому особо тут не задерживался.
33. На Москву.

34. На Ряжск - Мичуринск. Там дальше есть оборотное депо для пассажирских локомотивов обоих родов тока.
35. Вид вокзала со стороны путей.

36. Эта табличка достойна особого внимания.

37. Пригородное движение на юг области. Тут уже электропоезда переменного тока и от Юго-Восточной дороги.
38. Один экспресс на Москву есть и с этого вокзала.
39. Камера хранения дешевая.
40.

Немного о станции Рыбное.
Дело в том, что дорога к Есенинским местам лежит как раз через крупнейшую в регионе жд станцию Рыбное.
И я был бы не я, если бы не попросил сделать там пару остановок. Одну у автомобильного моста, который стоит у северо-западной горловины станции, после чего я прошел по нему и сделал несколько снимков.
Вторую уже на обратном пути, когда по моей просьбе заехали в сам город Рыбное к Привокзальной площади, где есть пешеходный мостик через пути.
Громадная станция Рыбное и тянется она наверное километров 10 со всеми своими парками, сортировками, оборотными и эксплуатационными депо и прочим.
Помимо всего она еще и стыковая (смена рода тока) для грузовых поездов, следующих на юг, в сторону Воронежа и соответственно наоборот.
Станция Рыбное обеспечивает обработку грузовых поездов, поступающих с Московской, Куйбышевской и Юго-Восточной железных дорог.
41.

42. Это северо-западная оконечность станции Рыбное. Отсюда идет отправление грузовых поездов на Воскресенск и Узуново.

43. Парк отправления на северо-запад. Кажется это "четное" направление, если не ошибаюсь.
Виден контейнерный под "Синарой" 2ЭС6. Он скорее всего пойдет на Вязьму через Узуново.

44.

45.

46. Развязки по другую сторону автомобильного путепровода. Там отделяется ветка на Узуново, с учетом "левосторонней" особенности главного хода на Москву.

47.

48.

49.

50. А это собственно пассажирская станция Рыбное. Виды с пешеходного мостика.
Это примерно в полутора километрах от автомобильного путепровода, с которого сделаны предыдущие снимки.

51. Тут видна крупная сортировочная горка.

52.

53. Главный пассажирский ход Москва - Рязань.

54.

55. Вид в сторону Рязани.

56. Вид в сторону Москвы.

57. Что-то типа вокзала станции Рыбное.

58.

59.

60.

61. Привокзальная площадь станции Рыбное.

62.

63.

|
</> |