Русское движение Украины: концептуальный кризис

топ 100 блогов ukrainerussia09.01.2011

Вряд ли будет большой ошибкой заявить, что именно в оранжевую эпоху политическое движение русских граждан Украины обрело реальные, зримые формы.

Не следует забывать, что Ющенко был первым президентом Украины, пришедшим к власти на голосах в первую очередь центра и запада страны, а не ее юго-востока. Было бы ошибкой сказать, что украинизацию и украинский национализм ввел в политический обиход страны именно Ющенко. Однако именно его политика привела к существенному перелому политического сознания тех граждан Украины, которые не мыслят своего существования без тесных культурных связей с Россией и Белоруссией, и которые ощущают себя частью русского культурно-информационного пространства.

 

До 2004 года на юго-востоке страны в широких кругах населения бытовало мнение – дескать, Украина – это такая тоже как бы Россия, только по какому-то недоумению отделенная границей. Ну и да, еще определенная часть людей говорит на украинском языке, но это, в конце концов, их личное дело. Собственно, Россия и Белоруссия не воспринимались как другие страны, как заграница, а отношения с ними рассматривались скорее в логике внутренних дел, чем внешнеполитических отношений. Простой бытовой пример: когда в 2000 году Россия заняла второе место на летней Олимпиаде в Сиднее, многие в Украине искренне огорчались, что «наши» лишь чуть-чуть отстали от американцев… Восприятие россиян и белорусов как «тоже наших», отсутствие осознания того факта, что эти страны представляют собой принципиально различные политические проекты, у каждого из которых существуют свои цели и интересы – таковы были отличительные черты мировосприятия русских Украины тех лет.

Надо сказать, что уже тогда эти представления существенно отличались от реальности: конфликты с газом, Черноморским флотом, вокруг Керченского пролива и о. Тузла – все это было уже тогда. Как и украинизация – для того, чтобы убедиться в верности сказанного, достаточно проанализировать изменения числа школ с русским языком преподавания и проследить за школьными программами. Раскольники Киевского патриархата в том числе и из рук двух первых президентов Украины, да и знаменитую статью о том, что Будда и Христос были украинцами «Голос Украины» опубликовал задолго до Ющенко. И, тем не менее, президент Кучма недаром назвал свою книгу «Украина – не Россия», ведь тогда многие были убеждены в том,  что Украина – это почти Россия, причем различия, скажем так, не играют определяющей роли.

Я уже говорил, что до 2004 года на выборах неизменно побеждали кандидаты Юго-востока, кандидаты, поддерживаемые Россией. Другой вопрос, что в ходе своего правления они постепенно дрейфовали в сторону Запада. И Ющенко стал первым (и не исключено, что последним) Президентом, пришедшим к власти, опираясь на националистическую, откровенно русофобскую и антироссийскую риторику. Победу ему, впрочем, обеспечила другая часть его риторики – антикучмовская, именно благодаря ней он получил те голоса Юго-Востока, которые в конечном итоге обеспечили ему победу. Но определяющей частью его идеологии, формирующий образ Ющенко, как политика, стала именно русофобия и национализм.

И вот в 2005 году русские Украины внезапно осознали, что знакомый и привычный им мир рушится на глазах – а многое из того, что они считали очевидным, и вовсе никогда не существовало.

Во-первых, агрессивная антироссийская риторика во внешней политике и смежных областях приобрела демонстративный характер. В России рисовали не только современного, но и исторического противника Украины, как она есть. Все эти дискурсы «голодоморов» и «оккупаций» были как бы историческим доказательством тезиса о том, что Россия – враг. Соответственно, как антитеза, возникло противоположное направление внешнеполитической мысли Украины, ключевыми составными частями которого были курс на вступление в НАТО (реальная перспектива) и курс на вступление в Евросоюз (чистой воды популистский лозунг, нереальность которого была понятна всем, включая тех, кто его выдвинул).

Во-вторых, резкие русофобские настроения внутри страны, официальная государственная позиция, согласно которой русский язык и русская культура были объявлены «наследием оккупантов», которое должно быть изжито.

Хочу еще раз подчеркнуть: изменилось не фактическое направление внешней и внутренней политики, поменялся подход к этим направлениям. То, что раньше осуществлялось исподволь, незаметно, то, что раньше старательно маскировали, теперь делалось демонстративно, явно, нагло.

Именно так и были созданы условия для появления – по крайней мере в массовом сознании – «русского направления» в украинской общественно-политической мысли. Иными словами, русские Украины осознали, что их права, их статус, их положение, само их существование не является чем-то, существующим по умолчанию – и более того, сложившаяся ситуация несет угрозу дальнейшему существованию самого этого слоя населения страны.

К слову сказать, мы еще до сих пор сталкиваемся с пережитками представлений «дооранжевого» периода в массовом сознании. Для представителей русского мира слишком характерна вера в его мощь и непобедимость, в то, что русская культура слишком сильна и слишком глубоко укоренилась на Украине, чтобы с этим можно было что-либо сделать. Это определяет некоторую пассивность в вопросах защиты собственных культурных прав, куда меньшую «мобилизационную способность» Юго-востока. Здесь нужно нечто из ряда вон выходящее, чтобы обыватель действительно встал на дыбы – в отличие от Западной Украины, где культурные вопросы всегда обнажены, и среди достаточно широких слоев населения есть духовная готовность активно защищать свои интересы в этой области. Но я отвлекся.

Так вот, в 2005-2008 годах произошло значительное развитие русского движения в стране. Причем развитие осуществлялось в протестной логике, логике противодействия режиму «оранжевых». В этой логике культурные вопросы тесно переплетались с геополитикой и экономикой, и все это вместе формировало определенный дискурс, острие которого было направлено против оранжевых и продвигаемого ими национализма.

Это движение очень редко выражалось в самостоятельные политические формы – его приоритетом было смещение оранжевых, кто бы не пришел им на смену. И с этой задачей русское движение справилось – впрочем, этому немало помогли и сами оранжевые. 2010 год стал концом «постмайданной» эпохи в политическом развитии страны – вряд ли разобщенные и дискредитировавшие себя «дети майдана» сумеют вернуться из небытия в прежнем виде, да и перспективы на политический «ребрендинг» имеют немногие.

Но вот тут и начинаются проблемы.

Зримый оппонент устранен от власти – но проблемы, в общем и целом, никуда не делись. Партия Регионов и Янукович по уже отработанной и ими, и их предшественниками, придя к власти на голосах в том числе и русского движения, заявили об отказе от своих лозунгов буквально через недели после выборов. Их избирателям осталось довольствоваться лишь сворачиванием наиболее ярких аспектов насильственной украинизации – при том, что общая политика и общий курс на мононациональное культурное пространство Украины толком никуда не делись.

Не наступило и особого сближения с Россией. Харьковские соглашения, ставшие основой для столь многих надежд, не имели практически никакого развития – фактически, эти соглашения засвидетельствовали отказ от антироссийской политики «оранжевых», когда ради того, чтобы позлить Россию, правители Украины были готовы даже нанести ущерб своей стране. Харьковские соглашения не имели альтернативы – пребывание ЧФ РФ в Крыму нужно нашей стране не меньше, чем самой России.

Но предложения об углублении экономического, политического и военного сотрудничества в рамках интеграционных проектов типа ЕЭП, ОДКБ и прочих не встретили энтузиазма со стороны украинского руководства. Да и предлагались они, справедливости ради, не слишком-то активно.

Впрочем, ожидать чего-то иного было трудно. Да, Виктор Янукович и его команда заинтересованы в голосах Юго-востока для того, чтобы получить власть – но проблема заключается в том, что сама эта власть существует лишь благодаря жителям Запада, и с ними им придется считаться. Запуск интеграционных процессов России и Украины – не в интересах украинских политиков, потому что любые такие процессы приведут к ограничению власти, которая для них является самоцелью.

У проблемы есть и другая сторона – а с кем, собственно, объединяться? Россия в плане государственного устройства, экономической политики и прочего ничего не способна предложить Украине такого, чего у последней и так нет. Как и в Украине, в России действует тот же неофеодальный строй, а при власти находится класс, представляющий собой хитрый сплав крупного бизнеса и большой бюрократии. Разница лишь в оттенках: здесь сильнее влияние бизнеса – там большую роль играют чиновники.

Да и самой России это объединение не нужно – новая либералистская Россия плевать  хотела на русский мир, и не является его собирателем. Точнее, для России и ее руководства русский мир – очередная клюшка для гольфа в большой сумке, из которой ее можно извлечь, чтобы сделать тот или иной удар, а потом спрятать обратно. Тот же Путин может апеллировать к совместной истории, обвиняя неудобных ему правителей соседних государств – но когда эти правители сменяются и военно-историческая тема теряет актуальность, он вполне может пойти другим путем, и поиграть на ЧСВ россиян, заявляя, что войну вполне можно было бы выиграть и без этих ваших украин и белоруссий.  Так вот, для этой России «интеграция» означает исключительно «доминирование», причем в самом худшем смысле этого слова: политический диктат, направленный на обеспечение экономических интересов российской бюрократическо-капиталистической элиты.

В этих условиях русское движение Украины переживает не лучшие дни, пребывая в растерянности и дезориентации. Поставленный результат достигнут, но он не привел к достижению конечной цели. Да и эта конечная цель толком не ясна – ни одно из видимых ее определений не было ни полным, ни строгим в достаточной степени, чтобы лечь в основу программы каких-то последовательных действий.

В этом и заключена главная проблема русского движения Украины в настоящий момент. О том, как можно было бы подойти к ее решению, я обязательно напишу немного позже…

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, а кто из вас хотел бы попасть в закрытую группу с выкладкой черновика (реально чернового черновика, это я не кокетничаю) Выдумщиков-2? Выкладывать буду постепенно, по главам, скорее всего. Пока это чисто посмотреть, есть ли кто из желающих. Ничего не обещаю, т.к. еще не решила, как ...
девушки, помогите мне по сабжу плиииз: http://www.jane-iredale.ru/ пишут про пудру, что она прям нереальная какая-то. и поры типа не забивает и все недостатки маскирует. у меня, если че, их предостаточно - черные точки, жирная Т-Зона, несколько мелких ...
Проверив эффективность аналогичных капсул, заказала формулу в каплях:     Christopher's Original Formulas, Формула для легких и бронхов Формула доктора Кристофера питает легкие и поддерживает дыхательную систему. Рекомендации по Применению В качестве пищевой добавк ...
Едва пригрело солнышко, и показались из-под юбок первые коленки, как на мужских форумах стали появляться возмущенные статьи о провоцирующе одетых дамах. По мере увеличения открытых женских участков в связи с жарой, статьи становились все более обличающими. И вот вчера я прочла, ...
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня. Предполагалось, что бастующие нефтяники и пришедшие поддержать рабочих обычные граждане выскажут свой мирный протест ...