Русский язык: от предмета "угнетения" до языка межнационального общения

Позиция Ленина была однозначна - нет обязательному обучению русскому языку. В 1914 г. он спорил с русскими либералами, которые тогда как ни странно были за обучение русского языка. В своей статье на эту тему в декабре 1914 г. Ленин пишет:
"Мы больше вас хотим, чтобы между угнетёнными классами всех без различия наций, населяющих Россию, установилось возможно более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.
Мы не хотим только одного: элемента принудительности. Мы не хотим загонять в рай дубиной. Ибо, сколько красивых фраз о «культуре» вы ни сказали бы, обязательный государственный язык связан с принуждением, вколачиванием. Мы думаем, что великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки. Мы убеждены, что развитие капитализма в России, вообще весь ход общественный жизни ведёт к сближению всех наций между собою. Сотни тысяч людей перебрасываются из одного конца России в другой, национальный состав населения перемешивается, обособленность и национальная заскорузлость должны отпасть. Те, кто по условиям своей жизни и работы нуждаются в знании русского языка, научатся ему и без палки. А принудительность (палка) приведёт только к одному: она затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное — обострит вражду, создаст миллион новых трений, усилит раздражение, взаимонепонимание и т. д.
Кому это нужно? Русскому народу, русской демократии — этого не нужно. Он не признаёт никакого национального угнетения хотя бы и «в интересах русской культуры и государственности».
Вот почему русские марксисты говорят, что необходимо: — отсутствие обязательного государственного языка, при обеспечении населению школ с преподаванием на всех местных языках, и при включении в конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций и какие бы то ни было нарушения прав национального меньшинства…"
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD_%D0%BB%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%3F_(%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD)
Позиция Ленина понятна, обязательное обучение русскому это форма "национального угнетения", а русский язык люди на окраинах будут учить сами собой.
В другой статье по национальному вопросу Ленин снова о том же и даже ссылается на либеральную газету:
"Указывая на это, одна из самых распространенных в России либеральных газет — «Русское Слово»4 (№ 198) делает тот справедливый вывод, что враждебное отношение в России к русскому языку «происходит исключительно» вследствие «искусственного» (надо было сказать: насильственного) насаждения русского языка.
«О судьбе русского языка беспокоиться нечего. Он сам завоюет себе признание во всей России», — пишет газета. И это справедливо, ибо потребности экономического оборота всегда заставят живущие в одном государстве национальности (пока они захотят жить вместе) изучать язык большинства. Чем демократичнее будет строй России, тем сильнее, быстрее и шире разовьется капитализм, тем настоятельнее потребности экономического оборота будут толкать разные национальности к изучению языка, наиболее удобного для общих торговых сношений."
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_(%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD)
Итак, после революции большевики не собирались вводить обязательное обучение русского языка на всей территории СССР, все по заветам дедушки Ленина и этим курсом страна шла страна еще 13 лет после смерти Владимира Ильича. Окраины сами решали учить им русский или не учить, разумеется выбор пал на втрое, если русский и учили, то очень плохо, по остаточному принципу. Они варились в своем соку, не интегрируясь в объединенное советское общество. Окраины, где преобладали не русские насаждали обратное явление - коренизацию, которая в регионах с большим преобладанием русскоязычных людей по сути дерусификацией. Особенно ярко это проявлялось на Украине.
https://t.me/bigexcitement/7330
Коренизацию стали тормозить с начала 1930х г., когда Сталин достаточно укрепился у власти начал политику сворачивания коренизации, но на Украине процесс затянулся до 1937 г. Неудивительно, что все сторонники украинизации впоследствии были обвинены в национализме и намерениях отторжения Украины от СССР. Любой коренизатор по сути националист, враг большевистского интернационализма. Как это ни странно, но Ленин и его последователи как раз продвигали национализм, вместо интернационализма.
Наконец, стало очевидно, что окраины русского не знают. Сталин 12 октября 1937 г. так говорил об проблеме:
" Наконец, третий вопрос. Вы, должно быть, помните, недавно аппарат ЦК запросил областные организации насчет преподавания русского языка в школах — вводить ли русский язык как обязательный предмет изучения в школах независимо от национальности или не вводить? Запрос такой был вызван тем, что мы стояли перед большим актом призыва красноармейцев в армию. У нас имеется закон о том, что призыву подлежат все граждане СССР, достигшие известного возраста, независимо от национальности. Раньше было так, что известные национальности исключались из разряда народов, откуда берутся призываемые
Но у нас имеется закон, где это исключено, так сказать, изъято, и все граждане СССР, достигшие известного возраста, призываются в армию. Но мы встали перед вопросом о том, что призываемые в армию, например в Узбекистане, в Казахстане, в Армении, в Грузии, в Азербайджане, не владеют русским языком. При таком положении приходится их оставлять на месте, и тогда наши дивизии и бригады превращаются в территориальные. Это не армия. Мы не так смотрим на армию. Мы считаем, что каждая боевая единица — состоит ли она из полка, из бригады, или из дивизии — она должна быть не местной армией, а армией всего Союза, составлять часть всей армии нашего Союза. Ее можно передвигать и нужно передвигать в разные районы. Украинцы, призванные на Украине, необязательно должны стоять на Украине. Интересы государства могут подсказать: набранных на Украине перевести, скажем, на Кавказ или в Сибирь и т.д. Иначе у нас не будет армии. У нас будет территориальная и национальная армия,
которую никуда не передвинешь и которая не составляет части той армии, которая
является армией СССР, а не каких-либо отдельных армий.
Но есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, — это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным. Хорошо было бы, если бы все призываемые в армию граждане мало -мальски изъяснялись бы на русском языке, чтобы, передвигая какую-нибудь дивизию, скажем, Узбекскую в Самару, чтобы она могла с населением объясняться. Вот отсюда и родилась абсолютная необходимость при всеобщей воинской
повинности, при условии призыва всех граждан, абсолютная необходимость обладать красноармейцам одним каким-нибудь языком, на котором они могут изъясняться во всех краях и областях Союза. Этот язык — русский. У нас изучают немецкий, французский и английский язык, но я должен вас уверить, что в обиходе нашей практики французский, немецкий и английский языки нужны меньше, чем русский {Смех, голоса: правильно!).
Справлялись в Наркомпросе. Но ничего ясного мы не могли добиться: где со второго класса начинают изучать русский язык как обязательный предмет, где с третьего, где с четвертого, а где и вообще не вводили..... Ссылаются на то, что закон неясен, распоряжение неясно. Ссылались на то, что не знают, с какого года ввести, ссылались на то, что нет учителей русского языка. Так вот, Политбюро предлагает поручить ему (Наркомпросу) этот вопрос выяснить и что-либо обязательное выработать как закон, как нечто общеобязательное для того, чтобы этот узел разрубить и дать возможность нашей армии — коль скоро существует всеобщая воинская повинность, коль скоро призываются все граждане — дать возможность этой армии быть действительно армией Союза, а не отдельных областей и республик."
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/123842-stenogramma-vystupleniya-i-v-stalina-na-plenume-tsk-vkp-b-o-prepodavanii-russkogo-yazyka-v-shkolah-12-oktyabrya-1937-g#mode/inspect/page/2/zoom/4
Окончательное решение об обязательном обучении русскому языку затянули до марта 1938г. Но после принятия оно не сразу заработало по простой причине, в нацреспрубликах не было учителей, которые могли бы учит русскому. Подготовкой педагогов долгие годы по сути никто не занимался. В итоге процесс становления обязательного русского языка в нацреспубликах затянулся на несколько лет и проблему решили уже после ВОВ. А во время ВОВ в армию их окраин приходили призывники не знавшие русского. Как с такими можно было вместе родину защищать? Ленин был неправ или что хуже он умышленно делал так, чтобы русский язык знало как можно меньше людей, я склоняюсь ко второму.
|
</> |