Русский музей: -дцать лет спустя
moscow_i_ya — 18.02.2022В Русском музее я была... лучше не считать, сколько лет назад: столько не живут. Осталось смутное воспоминание об очень интересном музее - интересней Третьяковки. Неудивительно: ведь до 17-го года именно он был главным собранием русского искусства.
Впечатление прекрасного музея подтвердилось, а все остальное оказалось несколько сложнее.
Во-первых, за прошедшие -дцать лет собрание музея разделилось на несколько частей, в основном здании осталось собрание до начала XX века. Разделение идет примерно как в Третьяковке: реализм, включая импрессионистский Мир искусств и, к примеру, Рерих - остались на прежнем месте. А в галерею Бенуа уехал по-видимому, авангард. Точно не скажу, ибо до нее мы не добрались.
Второе. Да, Русский музей был главным собранием отечественного изобразительного искусства. Но... всего около 20 лет: он открылся в 1898 году, а после переноса столицы в Москву передал пальму первенства Третьяковке. Указ об учреждении музея датирован 1895 годом. Первые экспонаты поступали из Академии художеств, Эрмитажа, но в силу понятных причин лучше всего представлен конец XIX-начало XX века. Однако и после революции пополнение шло очень активно, т.к. в городе и окрестностях было национализировано множество произведений искусства. А, к примеру, Рерих завещал свои картины именно Русскому музею, и теперь мои любимые полотна, известные по репродукциям, лежат в его запасниках.
Повторю главное - коллекция потрясающая, очень много незнакомого. Запомнилась "Ночь на Днепре" Куинджи - казалось, будто картина затягивает в себя.
Я не могла удержаться, снимала и немного вам покажу, из того, что получилось сравнительно прилично. Плюс коротко об одном совершенно неизвестном мне ранее художнике. Плюс чуть-чуть о сувенирах.
2.Вид из окна.
3.По какому принципу составлена экспозиция, я так и не поняла. Эта картина висит в ее начале и сразу приковывает внимание. Василий Смирнов. Смерть Нерона 1888.
Имя незнакомое. Картина совершенно не похожа на излюбленные художниками античные многофигурные сюжеты с полуобнаженными телесами и неестественными позами. Все очень лаконично, броско и страшно. Не верится, что это написано в 19 веке.
Это лучшая картина художника, прожившего всего 32 года. Даже до возраста Христа не дожил... Какой потенциал остался нераскрытым... Википедия отмечает, что "традиционные темы В. Смирнов решал новаторскими методами".
4.Много замечательных портретов
5.К предыдущему. На каждой табличке написано, каким путем картина поступила в музей. Изучать эту информацию интересно.
6.Николай Ярошенко. Портрет Художника Н.Ге
7.Ах, какой автопортрет Репина. Ну чистый пират... 1878 год, ему 34 года
8.Совсем другая эпоха. Брюллов. Портрет писателя Погорельского (кто помнит "Черную курицу"??)
9.Зал, где слева - Последний день Помпеи, а справа - Девятый вал.
10.Поленов. Христос и грешница. Фрагмент.
11.Неожиданно в музее оказалась большая коллекция народного искусства и промыслов.
Евангелист Лука. Великий Устюг, 1730-е годы
12.Ангелы. Великий Устюг, конец 17 - начало 18 века
13.Игрушки из Сергиева Посада, 19 век
14.Игрушкит из Архангельской области, 30-40-е годы 20 века
15.Пару слов о сувенирах. Их много, они разнообразны и по вменяемым ценам. Может быть, это дурной вкус, но я не устояла. Тем более, что помню, как несколько лет назад мне очень понравилась подушка за невменяемые деньги в Музейном киоске в Пулково. Платить и тащить подушку не входило в мои планы, но я до сих пор ее вспоминаю, хотя толков не помню, что за картина на ней была.
Точно в Пулково был не Петров-Водкин, но зато в музее большой выбор не подушек, а просто декоративных наволочек, ценой 400р.
16.Протиралки для очков и блок бумаги с картиной Куинджи. Все по 100р.
Надеюсь добраться до корпуса Бенуа.
|
</> |