Русским пора уезжать


В дни мусульманского праздника Курбан-Байрам улицы Ташкента абсолютно пусты, а как минимум половина ресторанов не работает: раньше себе такое и представить было невозможно. В столичной мечети яблоку упасть негде — иду между верующими без обуви и случайно наступаю одному на молитвенный коврик. Раньше бы меня поправили — «Осторожнее, брат», теперь же человек в ярости шипит на меня, словно змея — «Неверный, чего ты ходишь тут?».
«Правительство давно предупреждали, — угрюмо говорит бизнесмен Садык Худояров. — Не нужно заигрывать с исламистами. Сейчас оно пытается отыграть назад, но неизвестно — получится ли. Всё уже зашло слишком далеко».
...Предыдущий президент Узбекистана Ислам Каримов (правил в 1991-2016 гг.) держал религию под жёстким контролем. Не разрешалось отпускать бороды, милиция задерживала их обладателей, и насильственно брила в отделениях. Подросткам до 16 лет запрещалось посещать мечети, все муллы находились под контролем спецслужб. Если женщина выходила на улицу с закрытым лицом, её обвиняли в намерении совершить теракт. Восстание исламистов в 2005 году в Андижане было подавлено столь кроваво, что точное количество жертв не выяснено до сих пор.
«Тогда подобные действия казались мне ужасным перегибом, но сейчас я считаю, что они были оправданы, — заявляет учительница литературы Азиза Ибрагимова. — Иначе в Узбекистане попросту началась бы гражданская война. Теперь я вижу, как наши женщины завернулись в хиджабы. Я всем объясняю — узбеки, это не арабы, зачем нам перенимать чужие привычки? Но бесполезно. Самые популярные магазины в Ташкенте — именно „бутики“ религиозной одежды для женщин. Конечно, после 25 лет запретов такое поведение кажется нормальным. Но пугает то, что, уже начав, потом никто не хочет остановиться».
...При Каримове свинина подавалась почти во всех ресторанах (правда, стоила дороже баранины), сейчас это мясо переместилось в основном в русские, корейские и китайские заведения. Мусульмане зачастую отказываются работать на кухне, осквернённой свининой (употреблять свинью в пищу строго запрещает Коран), потому и в поварах, и в официантах — русские, корейцы, китайцы. Это ещё неплохая ситуация — поскольку, скажем, в китайских ресторанах соседнего Таджикистана греховного филе нет вообще: как сказал мне владелец кафе в Душанбе Ван Тан, «иначе сюда никто из таджиков не придёт, и за стол не сядет».

Ещё недавно талибы служили пугалом в Узбекистане — вот, мол, смотрите, что эти боевики делают: запретили алкоголь, не дают девушкам получать высшее образование, проверяют, кто и как часто посещает мечеть. А сегодня я слышу от узбеков — а что плохого в талибах? Надо и в самом Узбекистане такие вещи ввести, всё по законам Аллаха — запретить продажу спиртного, свинины, установить законом ношение бород и не велеть женщинам выходить из дома без разрешения мужа. «Эти правила ввёл Всевышний, и значит, их следует соблюдать всем без исключений и возражений, — говорит мне 22-летний парень в Ташкенте. — Ибо что ещё нужно делать доброму мусульманину, кроме как жить по воле Всевышнего?». «А что же тогда остаётся местным русским?» — спрашиваю я его. Он смотрит на меня прозрачными глазами. «Лучше им взять и уехать из Узбекистана».
Население Узбекистана с распада СССР увеличилось с 23 до 37 (!) миллионов человек, из них 25 % — подростки до 14 лет. «Как правило, необразованная молодёжь — лёгкая добыча для пропагандистов „джихада“, радикальных исламских проповедников, — полагает учительница Азиза Ибрагимова. — Быть мусульманином модно, популярно, и все юноши наперебой соревнуются, кто правильнее соблюдает пост Рамадан, или празднует Курбан-Байрам. Но Узбекистан — светское государство, и меня это тревожит всё больше: хотя сейчас каких-то проповедников тоже стали сажать, как при Каримове. Но не опоздали ли мы с такими действиями?»
Увы, опоздали. А власти России все еще не ощущают опасности — видимо, ждут насилия, погромов, отъема квартир и когда хлынут десятки тысяч беженцев — все это в новейшей истории уже было. И ничему не научило.
АиФ
|
</> |