Русских в Праге не любят. Русских в Праге судят
pora_valit — 11.07.2014Прага – компактный город. Все ее исторические и архитектурные достопримечательности находятся в центре. Здесь невозможно заблудиться. Куда ни поверни, обязательно окажешься возле собора, костела, исторического здания, на красивой старинной улице или возле необыкновенной красоты скульптуры.
Но Прага – это еще и рождаемые ею же чувства. Сказать, что Прага поражает красотой, значит не соврать. Прага, действительно, красавица. Не полюбить Прагу невозможно, но рассчитывать на взаимность нельзя.
В Праге уже много лет живут мои друзья, пустили здесь корни, обзавелись своим кругом общения. Но этот круг очень узкий, в прямом смысле свой, состоящий из таких же русских эмигрантов. Мне было странно, как это – много лет жить на одном месте и почти ни с кем из местных не свести дружбу. Вскоре поняла, в чем дело.
Мы расположились в каком-то кафе на набережной, разговаривали по-русски. Несколько раз пытались подозвать официантку – мимо, будто не слышит и не понимает, что от нее хотят. Стало ясно: нас игнорируют. Обслужили только тогда, когда один из моих друзей, решив пошутить, спросил: «Вы не хотите нас обслуживать, потому что мы разговариваем по-русски? Но здесь политические беженцы». Вот тогда на нас обратили внимание и принесли, наконец, пиво. Нечто подобное случалось и в ресторанах, и в магазинах, и в транспорте. Прага заставляет вспомнить какие-то давно забытые инстинкты – настороженности, недоверия, опасности быть униженным или обманутым. Нас не любят в Праге. Это нужно понять и принять.
Дело тут не в том, что русские какие-то особенные в смысле поведения или платежеспособности. Здесь не Египет, не Турция, где ол инклюзив снимает запреты. По большей части, русские в Праге – это любознательный, образованный, восхищенный красотами и принимающий местные порядки народ. Мы здесь в гостях и уважаем хозяина, но хозяин нам не рад. Нас терпят и только.
В чем же дело, почему нас так холодно встречают, почему Прага не отвечает на русскую любовь взаимностью? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не будет. Скорее всего, искать ее следует в истории. Как говориться, ничего личного. Оккупация, коммунизм, русские танки 1968 года. Видимо так. И мы теперь расплачиваемся за прошлое.
В Праге есть музей коммунизма. Мне захотелось туда попасть, чтобы понять, как чехи относятся к своему тоталитарному прошлому. В этом режиме они прожили не так уж и мало, целых пятьдесят лет, с 1948 по 1989 год, но уже более двадцати лет чехи на свободе, для рефлексии срок вполне достаточный.
Музей коммунизма в Праге был открыт в 2001 году при финансовой поддержке немецкого предпринимателя Глена Спикера. Музей оказался совершенно не таким, каким я ожидала его увидеть. Здесь нет традиционных для исторического музея залов, в которых экспонаты выставляются в соответствии с тематикой и эпохой.
Экспозиция музея разделена на три блока.
Первый блок – это школьный класс коммунистических времен, наполненный пропагандистскими материалами, картинками и плакатами, прославляющими светлое коммунистическое будущее, наполненными оптимистическими лозунгами и призывами.
Второй блок – это жестокая атрибутика тоталитарного режима, включая комнату пыток для политзаключенных и комнату следователя госбезопасности.
Третий блок полностью посвящен чешской бархатной революции 1989 года.
Экспозицию музея вряд ли можно назвать познавательной, информативной или обучающей. Школьникам здесь явно делать нечего. У меня же музей вызвал злобу.
Вместо традиционной шильды с часами работы музей коммунизма на улице Пршикоп встречает матрешкой со зверским оскалом вместо улыбки.
Дальше развешены плакаты, на которых изображен Ленин с серьгой и прической панка, олимпийский мишка с автоматом Калашникова и много-много всего такого, что должно, по идее, демифологизировать, развенчать и сделать нестрашной эпоху, которую чехи называют коммунизмом.
Под стать оскаленной матрешке и здешний сувенирный магазин. Тут соответствующие открытки, медали, эмблемы, свечки «Ильич». Я вспоминаю конец 90-х, когда на наших блошиных рынках продавали военную форму, медали, плакаты с чем-то подобным. К чему это сейчас, в 2010-х? Это уже даже не кич.
Обычная пошлятина, рассчитанная не на самых интеллигентных туристов. Злобу вызвало другое. Демифологизируя одно, мифологизируется другое. Почему наша русская символика попала в поле внимания? Почему матрешка, почему олимпийский мишка, почему Ленин, наконец, почему русская, а не чешская атрибутика подверглась глумлению? И вот стоя посреди тупых сувениров, я испытывала такое чувство, которое описал Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
Да, конечно, «человечество смеясь расстается со своим прошлым». Правильный ли это путь – не знаю. Вряд ли он подходит моему деду, отсидевшему по 58 статье, или моей бабушке, которая до конца своей жизни боялась рассказывать о послевоенном времени и обсуждать какие-либо политические вопросы. А ведь таких, кто сгинул в лагерях, у кого расстреляли родных и близких, кто прожил свою жизнь в страхе, миллионы.
Смотреть в музее коммунизма русскому человеку — нечего. Но зато музей позволяет понять, что чехи, которые не сильно углубляются в исторические знания, воспринимают нас как матрешек с оскалами и мишек с автоматами. Мы для них не то, чтобы коммунистический символ, в нас видят угрозу. Угрозу того, что вот мы, русские, захотим и все обернем вспять. Чехи не углубляются в наши проблемы, наше настоящее, не хотят понимать, что мы сами жертвы режима, от которого до конца еще не избавились. Каждому из нас придется теперь нести историческую вину.
|
</> |