Русские взяли «Бастилию»

топ 100 блогов novayagazeta11.02.2016 Самый знаменитый российский оперный режиссер Дмитрий ЧЕРНЯКОВ и «певица номер один» Анна НЕТРЕБКО укрепили оперный бум.


Русские взяли «Бастилию»

«Леди Макбет Мценского уезда», наверное, самая «роковая» из всех опер. Шедевр Шостаковича был запрещен Сталиным и сломал молодого композитора. Запрет застопорил развитие советской музыки и насильно предписал ему направление Кабалевского с его концертами «для пионерки с оркестром». Мы горестно расхлебываем эту драму до сих пор. Опера по повести Лескова немыслима без актерского напора. И ее поставил на сцене Лионской оперы Дмитрий Черняков, самый знаменитый из всех российских оперных режиссеров. А опера «Трубадур», прославившая Верди, обладает гениальной музыкой для «самых лучших певцов на свете» и убийственным либретто, которое простым способом «собрать в кучку» невозможно. И ее поставили на сцене Парижской оперы (Бастилия) с участием Анны Нетребко, которую, без сомнения, можно назвать сегодня «певицей номер один». Два спектакля довели публику до экстаза и заставили задуматься, на чем сейчас держится обуявший подлунную оперный бум.

Оперу Шостаковича Черняков уже ставил в 2008 году, в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург). Но ничего не меняя в оформлении, он добивается в Лионе большей «ударности» по части психологической и социальной энергетики. Действие происходит на современной фабрике, внутри которой у Катерины есть свое «личное пространство», кабинет, на стенах которого густой мозаикой висят ковры. Они стали в европейском контексте не столько обиходным мещанским интерьером, сколько путем в какой-то иной мир, может быть, несколько ориентализированный. И костюмы у Катерины (Аушрине Стундите, певица с мощным нутром) тоже несколько «восточноватые» (художник Елена Зайцева). Никто не может войти в это пространство, только жадный на поживу растленный Сергей (Джон Дашак). И потому, когда в этот «анклав» наглой сапой влезают такие узнаваемые полицейские с их самозабвенной агрессией, становится ясно: дело труба. И стены с коврами как будто вихрь уносит! А на смену «личному пространству» на фабрике приходит страшная камера в тюрьме, где едва поместятся Катерина, разлучница Сонетка и похабный Сергей. Камера в центре сцены, а все остальное затянуто черной тканью. Вокруг мгла беспроглядная, из которой поют и хор, и Старый каторжник. Катерина от всей этой безнадеги чуть не захлебывается в раковине с водой, а потом под «кайфом» впадает в мертвое оцепенение. И, очнувшись, бьет по лампе и в дергающемся свете душит Сонетку. А потом ее саму у нас на глазах забивают полицейские. Наступает конечная тьма, и после долгой паузы взрываются аплодисменты. Публика богатого города Лиона просто воет от потрясения.

А в Париже — предпремьера «Трубадура», билеты по 10 евро для публики до 28 лет, и вся «Опера Бастилия» заполнена гудящей массой. «Трубадур» поставлен режиссером Алексом Олле из крутой барселонской группы «Фура делс Баус» в декорациях Альфонса Флореса, которые буквально в четырех измерениях дают нам возможность ощутить кошмары повседневной войны. Той, которая сегодня грозит опрокинуть весь мир. И в этой страшной среде — Леонора в исполнении Анны Нетребко. Вокруг красивой и уверенной в себе примадонны — потрясающие партнеры, как будто мы попали на спектакль 40 лет назад, когда пели молодые Паваротти, Кабалье, Образцова, Доминго. Муж Нетребко Юсиф Эйвазов в роли Манрико блещет итальянскими разливами голоса и юношеским динамизмом. Екатерина Семенчук поет Азучену с редкой самоотдачей и тончайшей музыкальностью, как никто сегодня. Но все их прекрасногласие — ничто перед волшебством голоса Нетребко. В ее Леоноре нет трагедии, нет даже драмы, несмотря на «рискованные мизансцены» в седьмой картине (Леонора лежит на одном из надгробий, раскинув руки, как на распятии). Но каждый момент пения вызывает восторг: то коленки дрожат, то глаза влажнеют. Уже не первый раз поет Нетребко Леонору в «Трубадуре», но здесь, кажется, превосходит саму себя!

Страшный мир, в котором живет Катерина Измайлова, трансформирован Черняковым в обобщенный образ нашей вселенной. Умение превращать мизансцену в символ доведено до кинжальной меткости. Какие бы ни были недочеты в пении у солистов, образы они создают с мастерством драматических актеров. Театр стал второй реальностью, которая «обращает нам очи» внутрь самих себя.

Мы запоминаем Чернякова и Нетребко, артистов, которые уводят нас в глубины искусства.

Алексей Парин
Фото: РИА Новости; Reuters

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Однажды дрозофилы захватили нашу дачу. Хлопнешь в ладоши - из арбуза взлетает облако, смотрит недовольно, кто тут шумит. Потом возвращается на базу. Даша сказала, никогда мухи не будут повелевать человеком на её кухне. Сложила из газеты дубину, ...
Дорогие сообщники! Подскажите пожалуйста где, кроме Амазона, можно прикупить канадский пуховик, такой что бы на суровую зиму и не короткий. Собственно подходящая модель была найдена, но пока я размышляла моего размера уже не осталось :( предмет вожделения Нашла на амазоне в нескольких в ...
      Про писателя Блэйка Крауча я несколько раз слышал. Знакомые сериаломаны рекомендовали к просмотру «Сосны» (2 сезона). Но время всегда не хватает и знакомство с творчеством этого писателя у меня началось не с экранизации, а с «бумажной версии». С книги ...
  Фото Милла Дельцова – [email protected]   ...
Добрый день, флай-леди и все сочувствующие) Сегодня пятница, а потому — пост для всех вопросов Спрашивайте, отвечайте, общайтесь Ссылки и картинки автоматически скрываются, но модераторы их раскроют, как только увидят Всех с пятницей! Будьте вежливы ...