Русские народные сказки

Все знают сказку о лисе и зайце. Я, например, почти наизусть могу цитировать:
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца – лубяная.
Пришла весна красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала…(с)
Дальше, как известно, лиса пугала зверей криками с печи:
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! – очевидно, угрожая растерзать спасателей. До тех пор, пока не пришёл петух и не зарубил её косой.
А потом ребёнок грустно сказал: у зайчика избушка болела, а лисичка была сначала глупой, потом хитрой и злой, а потом опять глупой, но всё равно её жалко.
Значение слова «луб» объяснила ребёнку раньше. Конечно, не так умно, как в словарях («плотная часть подкорья»). Просто сказала, что избушка у зайчика была из коры (?). (Скорее всего, он вспомнил ели в соседнем лесу, беспощадно изъеденные жуком-короедом.)
Над всем остальным задумалась впервые.
Лиса, прожившая всю зиму в кубиках льда (глупая), когда пригрело солнышко, вместо того, чтобы бегать по лесу, попросилась к зайцу, но не съела его, а выгнала, и обосновалась на печи (хитрая и злая, но я бы опять добавила: глупая). Прогнал лису петух, которого она, по ходу других сказок, должна была съесть (глупая), а не испугаться.
Возможно, здесь, в записях других членов сообщества, уже обсуждались русские сказки и то, как их объяснять детям, буду благодарна, если бросите ссылки, или поделитесь своим опытом.
P.S. Сказку читали в обработке А.Н. Толстого.
|
</> |