Русские. Казахи. Любовь.

топ 100 блогов Сообщество «Разные Судьбы»29.11.2013

В 1987 году, спустя два года после окончания института, я решил жениться. Мы с моей избранницей учились в одной группе. Были из  благополучных семей, со средним, по советским меркам, достатком. Медицинских противопоказаний для заключения брака не было. Наши близкие отношения длились уже  четыре года. Оба работали. Ну и ко всем прочим аргументам в пользу брака у нас было самое главное: мы любили друг друга. Но…Был один нюанс, который как бы перечёркивал все аргументы «за». И парадокс заключался в том, что факт этот нас с невестой абсолютно не волновал. Точнее сказать с  некоторых пор перестал волновать. Наверное с того момента, когда мы поняли, что любовь наша взаимна, серьёзна и дай Бог  надолго..А  беспокоил он наше окружение. Родственников, друзей, коллег, соседей, односельчан. В общем они все были против. Открыто и явно. Некоторые в лучшем случае отмалчивались. К примеру друзья… Весь мир казалось был против нас.

 … 1970 год. В тот год отца наградили юбилейной медалью в честь дня рождения Ленина. Я бы тогда, как примерный октябрёнок, сказал, что юбилей Ленина был  наиважнейшим  событием  года. Хотя в душе, тайком от всех, считал, что есть событие для меня более  важное: я пошёл в 1-ый класс средней школы. Жили мы тогда в небольшом райцентре Казахстана. Ещё не став учеником я знал, что люди делятся на национальности. Есть к примеру немцы – они все поголовно фашисты. Их  лучше уничтожать. Как в фильмах о войне. И нет ничего проще – в кино они такие дураки. Есть американцы – тоже не лучше - вьетнамцы от них настрадались. И даже мы, школьники,  оказывали Вьетнаму  посильную помощь. Например, марки покупали для помощи пионерам Вьетнама. Я всегда приобретал по несколько штук– очень хотелось помочь вьетнамским братьям. Но больше всего на Земле русских и казахов. Русских много, но они где-то там, в России. А вот здесь казахов много. Когда стал изучать проценты, узнал, что в нашем посёлке их почти 80. А русских около 10-ти.

   Разговорный казахский я освоил до школы  и далее практически  вне её стен. В школе же  научился грамотно  писать . Однажды пригодилось– писал письма  другу детства в Армию. В СМИ, с высоких трибун, а также в школе нам говорили, что все национальности равны. И что только в СССР существует равноправие по национальному признаку.. А Казахстан –это вообще образец интернационализма.. В перестройку даже придумают: «Казахстан – лаборатория дружбы народов!» Сильно конечно. Также как вот это: «Народ и партия едины!» Из той же песни. Только сказочки про равенство и дружбу как-то не вязались  с ежедневным напоминанием о том кто ты есть. А есть ты «орыс» И дразнилочки существуют  соответственные на эту тему. И когда соотношение 1 : 8 будь добр – выслушивай. И никуда не денешься – со всеми не подерёшься. Приходишь к примеру  в общественную баню, а там подавляющее большинство обрезанные. Ясно кто над кем будет подсмеиваться. Я слёзно умолял родителей сделать мне обрезание. Но они отделывались шутками.

   Ещё помню, что  в середине 70-х была какая-то напряжённость в отношениях с Китаем. В воздухе витала тревога. Казалось , что вот-вот случится война. Некоторые радовались, что им суждено по примеру отцов и дедов  стать героями на полях сражений. А мне запомнилось настроение отдельных казахов: «Вот придут китайцы и мы вам, русским,  покажем»

  А тем временем  в среде русских людей я постигал другую науку. И она видимо мне была очень необходима, как противовес систематическим издёвкам . Суть этого «учения» состояла в том, что русские это великая нация. Самая благородная, умная и вообще во всех отношениях правильная. И если меня дразнят, оскорбляют или унижают по национальному признаку, то это от банальной зависти. Всем  родившимся на белый свет нерусским не дано быть ни умными, ни красивыми, ни сильными.  Далеко ходить за примерами было не нужно. Казалось, что лучшим подтверждением этой теории и  образцом был я сам и моя семья. Учился я отлично. В начальных классах учителя  называли меня отличником №1. Мама моя хорошо готовила. В доме всегда был порядок. Все чисто наглажено, аккуратно.  Отношения родителей друг к другу были почти идеальными. А вокруг хватало отрицательного. И тупости, и расхлябанности, и грязи, и  скандалов…В какой среде это происходило? Ну конечно же  среди казахов. А как же те 10% русских? Соответствовали ли они неписанному стандарту? В подавляющем большинстве нет. Но и этому находилось оправдание: говорили, что самые лучшие русские попросту покинули посёлок. А оставшиеся, в большинстве своём,  по существу,  являются отбросами общества. И они  никак не характеризуют объективно русскую нацию в целом.       

    Но иногда я  задумывался и в отношении себя. Ведь по некоторым предметам  не был первым. К примеру на уроках физкультуры или труда одноклассники- казахи зачастую обставляли меня. Даже на своём примере  закрадывались сомнения в исключительности  русской нации и в отсталости казахской. Но я гнал от себя эти мысли и  был уверен, что  обязательно найдутся такие аксиомы или постулаты которые смогут объяснить некоторые нестыковки и противоречия  негласной  теории превосходства русских.

    Моя любимая, русская учительница в старших классах шептала мне: « Что же ты с прохладцей относишься к учёбе? Посмотри на своих одноклассников-казахов – они ведь зубами землю грызут. В институты все пойдут.  Но им ведь всё равно  не дано – как были чурками, так и останутся» Иногда что-то укоризненное по поводу какого-нибудь  моего неблаговидного поступка можно было услышать и от старших казахов: « как ты мог так поступить, ты же русский»

   Потом был институт. В областном центре. Я жил в общаге. И опять-таки подавляющее большинство жителей общаги – казахи. Среди пятерых в комнате я был единственным русским. Это было начало 80-х. Трёх генсеков похоронили аккурат за годы моей учёбы.

 С удовольствием вспоминаю студенчество. Мы были веселы и счастливы, а самое главное – молоды. Была дружба, любовь, страсти. Между людьми. Но вот особой межнациональной  любви или дружбы было маловато. Всё больше претензии и упрёки. К примеру в автобусе двум казахам разговаривающим на казахском могли сделать замечание: «разговаривайте на русском». Или, более грубее, типа: « на своём балакать будете в своих кишлаках» Русские были уверены, что это они принесли казахам цивилизацию, чуть ли не на блюдечке.  Казахи в ответ упрекали, что именно русские научили распущенности казахских девушек, развратили народ в целом, приучили к   пьянству и  неуважению старших. И что без русских казахи бы не знали детдомов и домов для престарелых. Ну и так далее, в том же духе. Более глобальными были претензии в  вопросах языка, диспропорции нацсоставов села и города… И многое-многое  другое.                 

    Городское русское население сторонилось казахов. Даже драки были. Можно конечно   считать, что дрались городские с сельскими. Но всё дело в том, что одни были русскими, а другие казахами. И уж они классифицировали по-своему, кто с кем дерётся. На меня городские  тоже как-то поглядывали с недоверием. Однажды мой однокурсник ошарашил меня вопросом: «Говорят ты со зверьками живёшь? Парадоксально, что парень сам был нерусским. Обрусевший татарин. Но видимо тоже причислил себя к «великим»

  Недовольство казахов копившееся десятилетиями  выплеснулось в кровавые события  декабря 1986-го. К сожалению пролилась людская кровь .А дальнейшие судьбы активных  участников тех событий  также оказались незавидными. Но как всегда бывает в истории,   кукловоды остались в тени.

    Не прошло и года после трагических событий в Алма-Ате , как был назначен день нашего бракосочетания. Шум в прессе и кампанейщина с агитацией за дружбу народов ещё продолжалась. Местная газетёнка «Коммунист» даже написала статью о нашей свадьбе, трактуя её как проявление  многовековой дружбы русских и казахов и разводя  прочую муть на внушительной газетной площади. Мне, конечно же, на эту пропагандистскую галиматью было наплевать. Это была моя личная жизнь,  абсолютно никакого отношения не имеющая к дружбе или неприязни целых народов.

   В 91-м случился развал Союза. Интернационализм становился ругательным словом. Зазвучали другие песенки. О национальном самосознании, о возрождении казахского языка, о вине русских за все беды казахов и т.д. и т.п. По сельским школам стали курсировать какие-то непонятные личности. Проводили с учениками-казахами беседы в неформальной обстановке. Тема бесед была одна и та же: русские виноваты - их надо изгонять. Не обходили стороной и вопрос межнациональных браков. Тоже каким-то образом и здесь вина русских находилась. Пошли слухи о поголовном закрытии русских школ, о скором переводе делопроизводства на казахский язык. Казахи хорошо усвоили уроки большевизма. Цели стали несколько  другими, но методы те же.

   Мой начальник – казах. Профессионал своего дела. Грамотный специалист. Многому я у него научился. Но как-то уж он больно не сдерживал  свои эмоции при упоминании о русских. Особенно раздражала меня его нетерпимость даже к православным праздникам. В этих случаях я не мог молчать и мы схлёстывались в словесных баталиях. В конце-концов каждый оставался при своём мнении. Но неприятный осадок оставался. Да и с коллегами по работе, в большинстве случаев,  разговоры скатывались к национальному вопросу. И конечно же, по их мнению,  во всём были виноваты русские.

   Супруге становилось тяжелее, чем мне. Казашка, уроженка России, она не знала языка. Казахи это не любят. Ежедневно приходилось ей сталкиваться с упрёками: на работе, в очередях…У нас  уже было два  сына. Мы решили уехать. Это был 1994 год. В бывшем СССР рушилось всё старое. А новое было лишь в планах и воображении. Уезжал с надеждой, что переселяюсь в Великую Россию и буду жить среди   настоящих русских людей. Умных, справедливых, благородных… Этакую Атлантиду рисовал в своих мечтах. Мечты эти родились конечно же не  сами по себе. Многие русские думали так же. Да и уроки детства о превосходстве русской нации  прочно засели в моей, тогда  уже, недетской голове.

Сначала мы жили  в казачьей станице. И мне говорили, что казаки это не русские. Мы меняли  местожительство, места работы…Жили  вроде бы в исконно русских областях. И постоянно в голове вертелись вопросы «И это Россия?!»,  «И это русские?!» Ну и конечно самый главный: « В чём же величие?»

Однажды с коллегой по работе завели беседу. Он спросил:

- Ты откуда приехал?

-Из Казахстана.- ответил я.

-А-а, из чуркестана, - съязвил он – Был я там, в Целинограде, на уборке урожая. Так казахи же на комбайны гавкают!

Неприятно было это слышать. Я долго и эмоционально рассказывал ему, что подавляющее большинство жителей нашего посёлка были казахи. Учителя, которые меня учили. И не только школьные – жизненные., Врачи, которые лечили меня и вырезали из меня лишнее: аппендицит, гланды…. Водители, строители, чабаны, инженеры…- было среди них  немало профессионалов и даже Героев Труда, настоящих, не липовых.  Сомневаюсь, что я убедил своего собеседника. В душе он по-прежнему остался высшим знатоком комбайнов, только потому, что русский.

   Иногда   казалось, что те 10% русских односельчан неотступно следуют за мной. А вместе с ними по пятам:  грязные  жилища, обосранные туалеты, безалаберность, расхлябанность, скандалы, неуважение не только к чужим, но и к своим близким, беспорядочные половые связи, злоба, зависть, жестокость. Я не ждал к себе особого отношения со стороны россиян, но и то, что буду вызывать раздражение, а  в некоторых случаях даже ненависть своим существованием,  тоже не думал. Если б у меня тогда было что-то лишнее из личного  имущества, по меркам местного населения – быть мне спалённым. Немало переселенцев прошли и через это. Некоторые даже вернулись на места своего прежнего проживания.

А я так и не нашёл свою Атлантиду. Где же она, Великая Россия? В Калининграде, Питере или на Дальнем Востоке? Где? Это было потрясение. В моих глазах, в моём мозгу разрушался окончательно на нет миф о величии русской нации. Я стал постепенно менять свои взгляды в национальном вопросе. Окончательно и теперь уже бесповоротно понял, что гордость связанная с  национальной принадлежностью – химера. Мама говорила, что среди её предков-казаков были татары. По линии отца я знаю родословную до моего деда. Он был сирота. Дед говорил, что его предки украинцы. А если евреи? И что изменится если я доподлинно узнаю, что это так? Вмиг примажусь к славе великих евреев?! Вот я считаю себя русским. И Гагарин русский. И Есенин. Но я то какое отношение к этим гениям имею?! Русские выиграли войну? Пусть будет так. А я с какого бока припёка к этой победе? Моя родня – русские. Но есть и эстонцы, и чуваши, и татары,  и казахи…Сложилось так, что среди моих друзей русских меньшинство.

Мне однозначно не по пути со скинхедами и  прочими «патриотами» бросающими клич «Россия для русских» Я убеждён : нет плохих или хороших национальностей. Это люди в целом делятся на хороших и плохих. Моя жизнь убедила меня в этом и никто уже мне не докажет обратного.

Я освободился от глупой теории. Я свободен. Мне стало легче жить. Я стал иногда слушать в машине казахские песни, чего в Казахстане никогда не делал. И если раньше они ассоциировались с казахскими националистами, то сегодня для меня это голос моих соседей, которые кормили меня с рук, голос моих друзей, голос моей родной степи. Я стал себе признаваться, что из всех мясных блюд предпочитаю бешбармак. И что люблю другие казахские блюда. И если мне кто-то будет доказывать, что домбра лучше балалайки, а баран лучше свиньи  - я всего лишь посмеюсь, а про себя подумаю: обе ( оба)  лучше. Пусть русские доказывают что они самые умные, а казахи, что они первыми появились на Земле. Я на это, теперь уже,  не буду нервно реагировать. Промолчу  по принципу «Мели Емеля…»

Всё было бы хорошо в моём повествовании, если б я на этом и закончил. Получилась бы как сказочка со счастливым концом. Но не совсем конец рассказу. Есть в этой истории и в этой теме один факт, собственно из-за которого я это всё написал. Этот факт связан с человеческой слабостью и малодушием. С моей слабостью. Это случилось, когда я метался в сомнениях : стоит ли связывать свою жизнь с представительницей другой национальности, стоит ли заводить детей. Не сделаю ли со временем несчастными:  супругу, детей, себя…Поводом для таких сомнений служили разговоры окружающих. И примеры аналогичных неудачных браков. В общем меня убедили в том, что лучше жены мне не найти, чем моя коллега по работе, в прошлом одноклассница. Ну и конечно же русская девушка. И вот в один прекрасный вечер, после дружеской попойки, в изрядном подпитии я пошёл её провожать. Девчонка была как девчонка. Со своими определившимися взглядами на жизнь. Симпатичная. С хорошей фигурой. Всё на месте.  Она сказала мне, что  парней в её жизни не было. И если б на тот момент и у меня никого б не было –  вероятнее всего  стали бы мы  с ней мужем и женой. А я ей именно это  и предложил. В первый же  вечер. И она согласилась Потом был второй зимний вечер. Мы гуляли. Строили планы. И никакого интима - даже поцелуя не случилось.   Знала ли она тогда, что у меня есть другая - мне неведомо до сих пор.  Потом я  поехал в город к своей любимой с целью объясниться и расстаться: « Мы не пара.»  И всё -  точка. А вот точку то я поставить не сумел. Увидел её в очередной раз и понял, пусть вся Вселенная восстанет против нас – я от неё не откажусь. Уеду на край света, куда угодно, но только с ней и больше ни с кем. Пусть весь мир рухнет, Земля перевернётся.

У неё заканчивался срок работы по распределению и она собиралась уезжать к себе на родину. Я пообещал, что скажу родителям о решении пожениться. И что пусть её родители ждут сватов в предстоящее лето с нашей стороны.

Я вернулся в посёлок. Сказал отцу о своих намерениях. Он свою позицию по этому поводу высказывал неоднократно и ранее : «Приводи любую, только не негритянку – как-то я их не очень…» Он конечно же шутил. Абсолютно уверен, что он признал бы любой мой выбор. Я очень благодарен ему за это. Ибо в противном случае действительно бы пришлось бежать на край Света.

 Старался не встречаться с коллегой. Прятал глаза. Ходил как нашкодивший кот. Она не выдержала и спросила: «Почему не приходишь?»

- Я тебе потом всё объясню. – всё что мог сказать я тогда не глядя ей в глаза. Не объяснил. Не объяснился…Даже написать не смог. Это была единственная девушка в моей жизни, которую я обнадёжил.  Точнее обманул. А девушек  у меня было  немало. Романы были бурные – будь здоров. Но Слава Богу,  они бросали меня. Это оказывается гораздо проще пережить.

Потом была свадьба. Через семь лет мы покинули Казахстан. И она уехала.  Так и не вышла замуж. А на сегодня нам уже пошёл шестой десяток лет. И я всего лишь хотел сказать:

-Наташа, прости меня. Я, и только я,  виноват перед тобой. Есть мне  только одно оправдание – я любил и безумно  люблю другую. Свою единственную. Жену и мать моих двоих сыновей. Ещё раз, ПРОСТИ!   

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Как известно, жизнь - борьба. Ну, по крайней мере, моя жизнь. Я ждала этих выходных, как солдат демобилизации. Свободная суббота в моем бизнесе ценится дороже, чем продаваемые нами бриллианты. Свободная суббота - то что-то вроде валюты, которую ...
ИА REGNUM » Новости » Политика » Александр Бродский. Что случилось с Обамой? Что ждёт США? Недавно в США приступил к работе новый Конгресс, которому предстоит решить, продолжать ли ему по отношению к России политику Конгресса старого, рискуя таким образом нарваться на необходимость извин ...
Sturman George Нафтали Беннет или два советских Вовки Все подхватили новость от Нафтали о том, что завклубом с Дрездена не будет мочить юмориста с Киева. И как то все пропустили самое главное: окончательное решение "советского вопроса". Ведь советские люди уже делили кто и что ...
Берегите себя, хороших выходных! ...