Русская земля — где это?
sergeytsvetkov — 01.03.2023Обретение Киевом в первой половине Х в. международного признания сразу отразилось на содержании термина Русская земля. Теперь наряду с узким значением племенной области среднеднепровской руси она получила более широкое значение государственной территории. В последнем значении термин Русская земля охватывал всю державу русских князей, населенную славяно-финно-балтскими племенами.
В середине Х в. это широкое толкование использовалось главным
образом на уровне межгосударственных отношений, обозначая
суверенную территорию, на которую распространялась власть великого
киевского князя. Для византийских дипломатов Русская земля в этом
смысле была «Росией», «страной Росией», «Росийской землей» или, по
терминологии Константина Багрянородного, «внешней Росией», в
отличие от «внутренней Росии», Таврической Руси. (Подобно тому как
приазовская Черная Булгария называется в арабских источниках
Внутренней Булгарией, в отличие от Внешней — Волжской Булгарии.)
Схожее значение имеет Русь в сообщении Ибрагима ибн Якуба (около
966 г.): «С Мешко [страной князя Мешко — Польшей] соседствует на
востоке Русь», в латиноязычном документе Dagome iudex (около 991
г.): «Область Пруссов, как говорят, простирается вплоть до места,
которое называется Руссией, а область Руссов простирается вплоть до
Кракова», в известии Кведлинбургских анналов о смерти святого Бруно
в 1009 г. от рук язычников «на пограничье Руссии и Литвы» и во
многих других источниках того времени.
Но внутри страны под Русской землей все еще понимали собственно,
Среднее Поднепровье с неширокой полосой по правому берегу Днепра на
юг от Киева, протянувшейся почти до самого черноморского побережья
(правый берег Днепра стал «русским», видимо, из-за того, что он
выше левого и, следовательно, именно его, ради удобства и
безопасности, русы выбирали для передвижений и стоянок). Эти
древнейшие географические границы Русской земли в ее узком значении
засвидетельствованы несколькими летописными статьями. В 1170 г. две
половецких орды вторглись в пределы Киевского и Переяславского
княжеств. Орду, которая шла к Киеву вдоль правого берега Днепра, по
Русской земле, летописец называет русскими половцами, тогда как
другая орда, двигавшаяся к Переяславлю по днепровскому левобережью,
именуется у него половцами переяславскими. В 1193 г. в поход против
половцев отправился сын киевского князя Рюрика Ростислав. Он
перешел южную границу Киевского княжества — реку Рось — и углубился
далеко в степь по правобережью Днепра. Все пройденное им степное
пространство в летописи названо Русской землей.
В то же время ступить из Киевской земли чуть дальше на север, на
территорию Припятского бассейна, уже означало выйти из пределов
Руси. В том же 1193 г. один князь, встревоженный тем, что киевский
князь Рюрик Ростиславич чересчур долго задержался в городе Овруче
(на реке Уже, притоке Припяти), укорил его: «Зачем ты покинул свою
землю? Ступай в Русь и стереги ее». «Иде в Русь», — говорит
Новгородская I летопись о новгородском архиепископе, когда тому
случалось поехать в Киев.
В таком узком смысле Русская земля соответствовала племенной
территории «полянской руси», которая со второй трети IX в.
совершала по Днепру военные походы и торговые поездки на Черное
море.
Древнерусские люди зачастую вкладывали в понятие Русская земля,
наряду с географическим и политическим, еще и этнографический
смысл, подразумевая под ней саму русь, вооруженное скопище русских
дружинников под началом русского князя. Именно такое значение
придал Русской земле князь Святослав, когда перед битвой с греками
обратился к своим воинам со словами: «Да не посрамим земле Руские,
но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем,
то срам нам». Здесь Русская земля оказывается равнозначной «нам»,
то есть всему русскому войску, а отнюдь не территории Среднего
Поднепровья, которую, кстати, и невозможно было посрамить, сражаясь
с греками на Балканах.
Точно так же, согласно тонкому наблюдению В. О. Ключевского, «певец
“Слова о полку Игореве”, памятника конца XII или самого начала XIII
в., замечает: “О Русская земля! уже за шеломянем еси”; это
выражение значит, что Русская земля зашла уже за ряды степных
окопов, которые простирались по южным границам княжеств
Черниговского и Переяславского. Под Русской землею певец “Слова”
разумеет дружину, отправившуюся в поход на половцев с его героем,
князем Игорем, следовательно, термин географический он понимал в
смысле этнографическом» [Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М.,
1987. Т. VI. С. 98].
Система ориентации Средневековья строилась по принципу «от ближнего
— к дальнему», «от своего — к чужому». На движение дружины Игоря к
Дону автор «Слова» смотрел со стороны Руси, а не глазами самих
русичей, углубившихся в степь. Поэтому и его горестное восклицание
«О Русская земля! ты уже за холмом» относится к удаляющемуся
русскому войску, а не к собственно русской территории, оставшейся
за спиной у Игорева войска.
P.S.
Замену «войска» «землей» наблюдаем в летописной статье под 1152 г.,
но уже по отношению к половцам: «И поиде Юрьи с сынми своими… також
и половци Орьплюеве и Токсобичи и вся Половецкая земля, что их ни
есть межи Волгою и Днепром».
Источник:
Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От
князя Игоря до сына его Святослава. М.: Центрполиграф, 2012.
С.265-267.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |