Русская тройка лошадей: как она появилась и почему крайние лошади всегда
picturehistory — 11.10.2023Тройка лошадей стала символом русских традиций, русские тройки неоднократно участвовали в международных выставках. Во многих странах лошади являются неотъемлемой частью культуры. Но только на Руси использовалась форма упряжи, в которой три лошади как будто сливались в одно целое.
Как появилась русская тройка лошадей, и почему крайние лошади всегда смотрят по сторонам?
Дело в инстинкте
Художники вдохновенно рисовали тройки лошадей на своих картинах. И всегда упряжь выглядела одинаково — сильная лошадь по центру, и две по бокам, как будто слегка развернутые в разные стороны.
Впервые лошадей запрягли в тройную упряжь в 18 веке. В центр ставили «коренного» — коня, который двигался рысью, временами переходя на галоп. Боковые же лошади назывались «пристяжными», они инстинктивно двигались ровным галопом, подстраиваясь под «коренного», таким образом сохранялось равновесие. И то, что они смотрят по сторонам — также дело инстинкта. Лошадь изящно разворачивает голову в сторону той ноги, с которой начинает галоп.
Но возница также управляет тройкой по-особенному — вожжи коренного коня держит прямо, а боковых лошадей как бы немного «подтягивает».
Интересно, что животные чувствуют себя в такой упряжи комфортно, и могут развивать скорость до 50 км/ч – первые автомобили ездили даже медленнее.
Почему «тройка»?
В 17-18 веке лошадь была ценностью. Путь мог длиться несколько дней и даже месяцев. И не вынесшая усталости лошадь могла увлечь за собой в могилу и всадника, особенно зимой. Поэтому лошадей не перегружали, и даже когда в повозку садились люди, рассчитывали так — один седок, одна лошадь. То есть тройка могла перевозить 3-х человек в повозке. Однако позже тройки стали запрягать для перевозки экипажей. Там нагрузка уже была больше, но лошади справлялись.
Конкуренция
Сначала тройки использовались в деловых целях — возили почту, провизию, знатных людей. Бубенцы были чем-то типа опознавательного знака — их слышали издалека, и освобождали дорогу, потому что тройка по тем временам просто «летела». Бывали и несчастные случаи — если человек попадал под лошадь, или животное.
Но позже, ближе к 19 веку, тройки стали роскошью. Их украшали, сани устилали мехами. Использовали на свадьбах, или просто, чтобы покатать именитых гостей.
Бубенцы звенели повсюду, и «служащим» это стало не нравиться. Частным лицам велели пользоваться другими бубенцами, чтобы не было путаницы. Так появился мелодичный звон, который сопровождал лошадиную тройку.
Единственная в мире
В 1911 году русскую тройку впервые представили на выставке в Лондоне. Тройка всегда выигрывала, если состояла из лошадей одной породы. Неоднократно Россия представляла свою гордость — орловских рысаков.
И за рубежом русские тройки выставлялись неоднократно, так как русская тройка была единственной в мире — аналогов не было.
См.также:
Эх, прокачу!
Безавтомобильная Русь. На чем ездили наши предки
Такое шоу не понять. "Ныряющие лошади"
Зачем лошадям подковы? А это мужчины виноваты!
Имя коня, которого знают во всем мире: Секретариат.
в Телеграм!
|
</> |