Русская классика глазами зарубежного режиссёра. Фильм "Евгений Онегин ."

Взгляд зарубежного режиссёра на русскую классику - уже сам по себе любопытный материал для аналитики и довольно увлекательный ребус , вызывающий сомнения , насколько идентично способен такой режиссёр уловить аромат русской жизни и непостижимую глубину загадки мятущейся русской души, с её вечными вопросами кто виноват и что делать ? И насколько верно можно передать чужую ментальность , не нарушив её хрупкой аутентичности? Тем более , учитывая погрешности перевода с языка художественной литературы на кинематографический язык эпохи метамодерна , с его творческими изысками , модными трендами , стилевыми выкрутасами, библейскими аллюзиями , блестящими локациями, вычурными новомодными приёмами и пристрастием к яркой, ударяющей по эмоциям визуальной картинке .
Смотрю сейчас английскую киноверсию "Евгения Онегина" режиссёра Марты Файнс ( с Лив Тайлер в роли Татьяны ) и лишний раз убеждаюсь , что загадочная русская душа во многом непонятна иностранному зрителю. И я сейчас не о том , что русская природа в фильме почему -то довольно убогая и мрачная и вместо роскошного пейжаза среднерусской полосы какой- то сплошной сушняк , пни вперемежку с буреломом , и не о том, что мне просто физически не хватило солнца, очень мрачный , почти неузнаваемый русский пейзаж. И даже не о том, что зрителю буквально в деталях показывают ночь любви Онегина и Татьяны . Нет в этом фильме чего- то такого , что можно было бы определить Пушкинской фразой "Там русский дух, там Русью пахнет!"
Примерно такие же чувства испытывала, когда смотрела американскую киноверсию Чеховской Чайки, где прямо в самом начале фильма у меня случился взрыв мозга , ибо первые же кадры подтвердили мое опасение, что хрупкую русскую аутентичность иностранцу передать довольно сложно, Маша с первых же кадров показана гулящей девкой, на этом месте я, канеш, громко хмыкнула , особенно прикололо , что зато прическа героини именно такая , какой должна быть у Чеховской барышни, как грится, без штанов, но в шляпе. Кароче, Маша в первых же кадрах отдаётся чуть ли не под кустом безнадёжно влюблённыму в неё бедному учителю Медведенко! Любители и знатоки творчества Чехова , зацените абсурдность этого киноляпа !) Хотя ,как ни странно, в целом фильм поставлен неплохо, и дальше вроде распогодилось и смотрится вполне прилично.
Но возвращаясь к фильму «Евгений Онегин », должна признаться, что у меня сложилось очень противоречивое впечатление. С одной стороны , как я уже писала, режиссёр не чувствует аромата русской жизни, особенно коробит от музыкального сопровождения, когда в кадре звучат такие песни, как "Ой, цветёт калина" и "На сопках Маньчжурии". )) Это полный улёт, конечно!) Попытки поймать русскую атмосферность в таком музыкальном выражении выглядят довольно наивными и комичными.
Но
с другой стороны в целом у фильма очень много достоинств. Я бы
сразу отметила, что у режиссёра тонкий вкус и отменное чувство
стиля. Визуальная картинка практически каждого кадра тщательно
продумана и излучает какой -то особый шарм . Будучи гурманом в этом
отношении , просто наслаждалась покадрово. Эти свечи . Эта
приглушённость освещения, словно съемка осуществляется сквозь
прозрачную белую кисею. Бесподобные костюмы с абсолютным попаданием
в стилистику того века. Шикарные, изысканные интерьеры. Ни капли
вульгарного , того, что сам Пушкин называл некомильфо. Такое
впечатление , что фильм снимала дворянка в нескольких поколениях.
На каждом предмете интерьера незримая аура дорогой
антикварной вещи. Снято с неброским шиком, ведь всё самое дорогое
никогда не бывает крикливым.
Много интересных режиссёрских находок. Мне безумно понравилось, как
Онегин в финале ,читая письмо, мысленно входит в воду , словно
плывёт по облакам. Очень необычно и впечатляет. Ещё классно
придумано, что Онегин при первом же знакомстве с Ленским
прицеливается в него, словно предвосхищает будущую дуэль. Очень
драматична сцена последней встречи, актёры великолепно передают
чувство безвыходности для своей любви. Онегин вдруг понял, что всю
жизнь любил эту женщину и что так и не найденный им смысл жизни был
в этой любви . Она ставит крест на своём счастье , потому что
отчётливо понимает , что уже никогда никого больше не полюбит.
Ещё понравился профиль Татьяны то на фоне
окна, то на фоне огня . Профиль дамы Пушкинских времен.
В целом возникло какое- то очарование утончённым вкусом режиссёра ,
сказавшимся буквально во всем.
Теперь об актёрской игре. Онегин очень понравился. Загадочный, сдержанный в эмоциях, харизматичный. Одет как настоящий денди. Татьяна просто шикарная. Правильные черты лица , что в было в моде в те времена, безупречная кожа , лебединая шея , томный выразительный взгляд , стопроцентно аристократичная манера поведения. Там, где она княгиня, в красном платье с высокой причёской , у мужчин от такой женщины наверняка дух захватывает. Ленский никакой. И Ольга просто ужас! На удивление несимпатичная актриса. Ни малейшего сходства с нарисованным Пушкиным образом , какая- то карикатура на Ольгу. Совершенно не понравилась няня. Там ничего от русской няни и близко нет. Очень старая , с неприветливым лицом .
И ещё о несовпадениях. Татьяна никак не могла прийти одна прямо в дом к Онегину. Да, на нейтральной территории первой признаться она могла, но чтобы самой прийти к дом к мужчине -это было совершенно невозможно. О дуэли. Здесь тоже чувствуется совершенное непонимание версии Пушкина, который прямо объясняет отношение к Онегину , застрелившему друга. ( Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь; Он должен был обезоружить Младое сердце. «Но теперь Уж поздно; время улетело... К тому ж — он мыслит — в это дело Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...» И вот общественное мненье!1 Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!) То есть, Пушкин вдруг перестаёт скрывать своё отношение к событиям и прямо высказывает, что он осуждает Онегина за малодушие. Раз тот презирал суетность и фальшь света, то должен был подтвердить это на деле, однако он побоялся насмешек светских глупцов и сплетников, когда на чаше весов была жизнь друга. В фильме этого не поняли. Там Онегин предлагает перемирие, а Ленский гордо отказывается. Таким образом теряется вся дальнейшая концепция романа. Онегин уезжает залечивать душевные раны, вызванные чувством вины , и поэтому возвращается уже совсем другим, более способным быть человечным, более способным к чувствам. Ещё и поэтому влюбляется в Татьяну. Помимо всего прочего. Он сильно изменился после всего передуманного и перечувствованного.
А вообще в любом фильме для меня важнее всего общее впечатление от просмотра. В этом смысле надо отдать должное: создатели киноленты смогли передать особую атмосферу утончённости и шарма в вольном пересказе этого знаменитого романа.