Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

топ 100 блогов sergeytsvetkov23.05.2022

Внутренняя русофобия как заметное явление русской общественной жизни, как мировоззрение, напрямую связано с духовными исканиями русской интеллигенции.

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

12. Маковский. Вечеринка народников

Так сказать, классическая внутренняя русофобия, берёт своё начало в западничестве – либеральном мировоззрении 30-50-х годов XIX века, которое полагало, что есть «правильный» путь исторического развития — тот, по которому движется Западная Европа, и «неправильный» — все остальные, в том числе ход развития России. Именно с позиций западничества и производилась тогда критика порядков и хода русской истории.

По итогам шумных идеологических баталий 1840-1870-х годов Достоевский писал, что западники всё в России оплевали, ни одного не проплёванного места не оставили.

Тютчев откликнулся на русское западничество едкой эпиграммой:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

В ходе этих идеологических споров обозначилась ещё одна черта русского революционно-демократического сознания: радикальное бунтарство, нигилизм.

В первой трети XIX века немецкая философская мысль, представленная могучими умами и оригинальными теориями мироустройства, пересилила французское влияние и крепко овладела сознанием русского образованного общества, мятущегося между жаждой мученичества, тягой к справедливости и сознанием собственного бессилия. Это было время «когда слово «философия» имело в себе что-то магическое», вспоминал впоследствии Ив. Киреевский. Философская рефлексия становится неодолимой страстью. «О эти муки и боли души, — как они были отравительно сладки! О, эти бессонные ночи, — ночи умственных беснований вплоть до рассвета и звона заутрени!» (Ап. Григорьев).

Так, в мистико-оргиастическом угаре, рождалось русское любомудрие.

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

13. Любомудрие

Особенно повезло гегельянский системе, которую поначалу восприняли едва ли не как божественное откровение. Упоение ею походило на какое-то философическое безумие. Дошло до того, что «Науку логики» Гегеля принялись перелагать в стихи.

Гегельянство привлекало прежде всего своей отточенной формулой германского «орднунга»: «Все разумное — действительно, все действительное — разумно». Казалось, в ней бунтарство примиряется с консерватизмом. Достаточно осознать разумность мироздания, а мировой дух непременно реализует себя в ходе исторического развития. Но «что немцу хорошо, то для русского — смерть», и вскоре страстная русская натура, испуганная близостью этой мысли к принципам самодержавия, бросилась в противоположную крайность.

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

14. Белинский

Весьма показательна в этом отношении эволюция Белинского. Его первое впечатление от чтения Гегеля было ошеломляющим: в полночь у себя в комнате он, содрогаясь от горьких рыданий, без колебаний отрёкся от своих юношеских убеждений: «Не существует ни случая, ни произвола: я прощаюсь с французами». В одну ночь он сделался консерватором и поборником самодержавия. «Я гляжу на действительность, — пишет он в 1837 году, — столь презираемую мною прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая её разумность». «Воля Божия, — читаем в его письме Бакунину, — есть то же, что необходимость в философии, — это «действительность».

Но постепенно его начинают терзать мучительные сомнения, что, поступая таким образом, он становится на сторону несправедливости, которую ненавидит больше всего на свете. Если все разумно, то все оправдано. Остаётся только пропеть «осанну» кнуту, крепостному праву и Сибири. Принять мир таким, как он есть, со всеми его страданиями, на какой-то миг показалось ему признаком величия духа, пока речь шла лишь о собственных страданиях. Но как смириться со страданиями других? И он разворачивается знамя бунта. Если смириться с чужими страданиями невозможно, значит, что-то в мире не поддаётся оправданию, и история не укладывается в рамки разума.

Его одинокий протест находит выход в следующем резком обращении непосредственно к Гегелю:

«Благодарю покорно, Егор Федорычев (Георг Фридрих. — С.Ц.), — кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением, честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, — я и там попросил бы вас отдать мне отчёт во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен насчёт каждого из моих братии по крови… Говорят, что дисгармония есть условие гармонии; может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, кому суждено выразить своей участью идею дисгармонии...».

(Из письма Белинского к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г.)

Со всей присущей ему страстью он ополчается против Гегеля, используя в качестве оружия у него же почерпнутые методы. «Что мне в том, — пишет он теперь, — что живёт общее, когда страдает личность». И в другом месте: «Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества».

Если история не целиком разумна, то индивидуум не может принять её такой, какая она есть. Он должен разрушить реальность, чтобы утвердиться в ней, а не служить её пособником. «Отрицание — мой Бог, — пишет Белинский Боткину. — В истории мои герои — разрушители старого: Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т.п. Рассудок для меня теперь выше разумности (разумеется — непосредственной), и потому мне отраднее кощунства Вольтера, чем признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было. Знаю, что Средние века — великая эпоха, понимаю святость, поэзию, грандиозность религиозности Средних веков; но мне приятнее XVIII век — эпоха падения религии: в Средние века жгли на кострах еретиков, вольнодумцев, колдунов; в XVIII — рубили на гильотине головы аристократам, попам и другим врагам Бога, разума и человечности».

Вот ещё несколько страшных признаний Белинского, заимствованных из его писем: «Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданиями миллионов». «Но смешно и подумать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови». «Я все думал, что понимаю революцию — вздор — только начинаю понимать».

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

15. Белинский на смертном одре

И хотя под конец жизни (он умер в 1848 г.) он смягчил свой социальный радикализм, отдав приоритет вопросам этики и просвещения, но за время своей конфронтации с Гегелем Белинский чётко сформулировал теоретические основы индивидуального бунта, которые затем будут развивать нигилисты и отчасти террористы 1870-х гг.

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

16. Западники

Нельзя не заметить, что характерное для Белинского раздвоение мировоззренческого сознания (от всеприятия и всепрощения до полного отрицания действительности) стало настоящим бичом русской интеллигенции. Либо всё принять, — а это в конце концов противно, — либо всё разрушить, — таков ход маятника общественных настроений в России вот уже почти двести лет.

Вот, Жванецкий в одной телепередаче «Дежурный по стране» заявляет: «Моя мечта – разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое. Вот просто разровнять! … Разровнять, и построить страну, сильную Россию – разную, весёлую». (Аудитория, кстати, отвечает бурными, продолжительными аплодисментами)

А вот классик западной русофобии Астольф де Кюстин: «Я не устаю повторять: чтобы вывести здешний народ из ничтожества, требуется всё уничтожить и пересоздать заново».

Удивительная спевка через столетия.

Продолжение следует

Для тех, кто хочет удивить меня своей щедростью

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney https://donate.stream/ya41001947922532

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Русофобия внутренняя. Часть 2. Вклад интеллигенции

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
[К 1150-летию государства Российского] В 1321 году литовский князь Гедимин в битве на реке Ирпень разбивает объединённую армию южнорусских князей, после чего завоёвывает Киев, Переяславль, Белгород и другие ослабленные монгольским нашествием ...
В России наблюдается острейший дефицит настоящих мужиков. Нет, речь идет не о homo sapiens, обладающих первичными и вторичными мужскими половыми признаками, а о мужиках. Таких вымирающих ныне мамонтах, умеющих решить любые проблемы: починить ...
О роли туннельного зрения в стрессовой ситуации. Что такое туннельное зрение, если говорить просто, и без глазных схем с хрусталиками и прочим? Это точка фокуса. Правда в случае со стрельбой (хотя это касается ситуации работы с любым оружием) точка получается довольно крупная, поэтому ...
Ведущая публичной трансляции Ольга Орлова решительно заявила, что не позволит Омарову обижать свою соведущую Ксюнделя. Встала сморщенными мандаринками горой за подругу. Ну, или кучкой, учтывая невысокий рост сморщенной Оли: «Я никогда не позволю незаслуженно лить грязь на мою ...
Taken on August 17, 2020 Nikon D60 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/8.0 55.0 mm 1/250 200 Riga. signs of summer. Рига. приметы лета https://www.flickr.com/photos/andrey_salikov/albums/72157629995561818 Centrs, Rīga, ...