Рунет сегодня
politrash_ru — 25.09.2012 Сегодня была представлена широкой общественности публичная версия одного небезыинтересного доклада, подготовленного Фондом развития гражданского общества. Сама публичная версия доклада в ближайшее время будет в полном виде опубликована на сайте Фонда, пока же выдержка из нее опубликована "Интерфаксом". Привожу ее полностью:"Новое лицо" Рунета
- Россия уже стала европейским лидером по количеству пользователей Интернета: в весне 2011 г. месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет), еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория – до 42% и 33% соответственно. К весне 2012 г. ежедневная аудитория выросла уже до 38% от населения страны.
- Более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Средний возраст российского интернет-пользователя, по данным ФОМ, составляет 33 года.
- Сеть россияне все больше начинают воспринимать как авторитетный канал получения информации. Согласно исследованию Synovate Comcon, доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году 40%. ВЦИОМ дает несколько иную картину: из центрального ТВ информацию получают 98% россиян, из регионального – 88%. На втором месте – пресса (центральную читают 70%, местную – 68%), на третьем – Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное – 53%, региональное – 46%). Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное ТВ (по 78%). На втором месте – центральная и местная пресса (70 и 68%). Далее следуют радио (как центральное, так и местное – 72 и 68%) и Интернет (64% опрошенных).
"Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 г. и, тем более, выборы Президента России в 2018 г. пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети", - делают вывод авторы.
Последние тенденции
- Авторы выделяют несколько категорий популярных ресурсов: поисковые системы, медийные порталы, соцсети, новостные сайты, блогосервисы, коммерческие сервисы и другие. При этом, по их оценке, социальные сети по популярности сравнимы с поисоквиками.
- "К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). При сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах".
- "Различные американские фонды и корпорации активно инвестируют в успешные российские интернет-компании. Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". В качестве примера авторы приводят Mail.ru Group (контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте»), в структуре которого южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent – 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. "Похожая ситуация наблюдается и в "Яндексе", отмечают они.
- Многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. В частности, "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
- При этом сами глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах, сказано в докладе. "В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама".
- Также авторы отмечают укрепление позиций Google в России. В ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции на российском рынке, прогнозируют они.
- Позиции медийных порталов сильно ухудшились из-за наступления социальных сетей и сервисов.
Фактически, единственным крупным медийным порталом на российском рынке остался Mail.ru. Последний столкнулся с конкуренцией со стороны глобальных почтовых продуктов от Google (Gmail) и Apple (Me.com), и перспективы его являются неоднозначными
- Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства. Однако в ряде случаев отображаемые пользователям материалы "носят необъективный характер, а пользователям зачастую предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент".
- Социальные сети являются сегодня основным способом времяпровождения в Сети. "Исходя из того, что в настоящее время Vk.com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс "ВКонтакте", также представляет определённую угрозу информационной безопасности", - сказано в докладе.
- В Рунете активно формируется прослойка профессиональных блогеров, чьи журналы и по контенту, и по размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера.
- YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.
Выводы
- В России стремительно растет не только число интернет-пользователей, но и повышается интенсивность использования Сети;
- За последние 4 года изменился демографический состав Рунета. В настоящее время средний возраст пользователя составляет 33 года, а его демографические характеристики близки к средним по России в целом;
- В отличие от традиционных медиа, стремительно растет уровень доверия к информации из Интернета. В ближайшие годы Сеть станет основным источником получения информации для граждан страны;
- Четверть из двадцати наиболее популярных сайтов Рунета являются глобальными (американскими) сервисами и их доля растет на протяжении всех последних лет;
- Произошла консолидация рынка интернет-поиска, который поделен между "Яндексом" и Google. Американская поисковая система продолжает активную экспансию на российский рынок;
- Снижается роль крупных медийных порталов. Mail.ru рискует повторить судьбу "Рамблера", который ранее уже потерял большую часть своей аудитории;
- Новостные агрегаторы продолжают оказывать воздействие на информационную картину Рунета и зачастую оказывают негативное информационное влияние;
- Почти все активные пользователи Рунета зарегистрированы в социальных сетях, которые занимают более половины от общего времени, проводимого в Сети;
- Массовые пользователи перестают вести классические блоги, уходя в Twitter и социальные сети, однако "большие" блоги профессионализируются, конкурируя по качеству, уникальности контента и размеру аудитории с Интернет-СМИ;
- YouTube занял монопольное положение среди видеохостингов в Рунете. При этом политика сервиса в части модерирования контента вызывает сомнения в его политической нейтральности;
- Существенно изменилась система распространения информации в Сети. Важную роль в формировании "информационных волн" стал играть Twitter. Видеохостинги и блоги потеснили традиционные и Интернет-СМИ в качестве площадок публикации контента;
- Снижается роль электронной почты как средства коммуникации. Она становится "интернет-паспортом" пользователей, необходимым для регистрации в других ресурсах;
- Skype занимает доминирующее положение в Рунете в качестве интернет-мессенджера, выдавливая с рынка ICQ, QIP и "Mail.ru Агент";
- Internet Explorer лишился доминирующего положения на рынке интернет-браузеров, уступив Google Chrome, Apple Safari, Mozilla Firefox и Opera;
- Браузеры оказывают большое влияние на смежные сегменты рынка, в частности на рынок интернет-поиска. При этом роль браузеров в ближайшее время будет расти, а их функционал усложняться;
- Мобильный доступ в интернет растет в России опережающими темпами. Планшеты и смартфоны в ближайшие годы станут столь же распространенными инструментами для доступа в Сеть, как и персональные компьютеры.