Румынский национализм создал Румынию, Румыния исчезнет как только исчезнет

Данная статья - как попытка пересказать историю становления идеологии румынского национализма и государственности.
Конечно, можно строить какие-либо ассоциативные ряды, сопоставлять государственной идеологии прошлого, настоящего и, возможно, будущего. Разумеется, повторений не бывает, а совпадения случайны. Но выводы, тем не менее, могут появиться.
Быть может, данный материал заставит кого-то взглянуть под другим углом и на себя, и на свою историю, и, что наиболее важно, на перспективу, на будущее русского национального движения.
Итак, ещё несколько столетий назад не было ни слова "румын”, ни тем более, шансов на появление государства с названием "Румыния”. Была Османская империя, в которой были два княжества - Валахия и Молдова. Казалось, с чего бы возникать очередной государственности там, где её нет? Однако, всякое случается.
Сумма интересов внешних сил, помноженная на энтузиазм интеллектуального меньшинства, способны осуществить невозможное. Именно так и появилась современная Румыния.
Триумф румынского национализма явился фундаментом многовековой мечты, а в конечном итоге и построения современного румынского государства. Его границы до сих пор не формализованы в умах интеллектуалов и элиты, простираясь значительно дальше тех, что определены международными договорами и картами. Весьма молодой по современным меркам румынский национализм оказался тем самым мотором, звук которого до сих пор окрыляет пылкие сердца молодежи и стимулирует к действию политических лидеров - от умеренных до радикалов - как в самой Румынии, так и далеко за её пределами. Амбиции современных румын ожидают встречных вызовов - но далеко не всегда их находят, что лишь подогревает энтузиазм сторонников тотального расширения румынского пространства.
Как подобные идеи могут гармонировать с декларируемой глобальными медиа нынешней повесткой - вполне определённо. На повестку, как выясняется, достаточно просто не обращать внимания. А в этом, как ни в чём другом, румынам было где и когда понабраться опыта. Как и положено подлинным националистам - румынские политики, представители военных структур и разведок усвоили, что главное - не суетиться, а спокойно действовать, осознавая в полном объеме свои цели и задачи. Одним лишь эпатажем целеустремленные политики такие вопросы не решают. Им нужен результат, а не перформанс и имидж "вечной жертвы”.
Профессиональный самозванец
"Великой Румынией” принято считать
союз двух княжеств - Валахии, Молдавии, а также Трансильвании.
Предтечей румынского национализма принято считать молдавского
принца Якоба Гераклида (прозвища: Гераклид Деспот, Деспот
Водэ(Despot-Vodă)), греко-мальтийского наёмника, искателя
приключений и интеллектуала, бывшего господаря Молдавского
княжества с ноября 1561 по ноябрь 1563 годы. Он был пионером
протестантизма в Восточной Европе, поборником гуманизма эпохи
Возрождения и основателем академической жизни в Молдавии.
Этнический грек Гераклид, которого историографы описывали как "гениального шарлатана” и "профессионального самозванца” считал себя вассалом Священной Римской Империи, и совместно с Габсбургами предпринимал попытки претендовать на части Восточного Венгерского королевства. Он провозглашал себя "королём” или "палатином”, а не принцем. Историк Николае Йорга указывал, что Деспот Водэ был "необычной фигурой”, заявлявшей о своих правах "на все существующие княжеские престолы”. Гераклид, вероятно, имел тесную связь с госпитальерами Мальты, и мальтийские источники обычно называют его Basilicus Melitensis или Basilico Maltese («Василий Мальтийский»). Йорга предполагал также, что Гераклид провел часть своих юношеских лет в Испании Габсбургов, поскольку был знаком с испанской политикой. С идеологией Реформации он познакомился во Франции.
Гераклид был плотно связан с
Византией, но вынужден был бежать оттуда как дуэлянт и
предполагаемый детоубийца. Опасаясь казни, он бежал в Священную
Римскую Империю, где и приобщился к протестантизму. Поучаствовав в
Последней итальянской войне, он завоевал авторитет как эксперт в
военных делах и автор книг на неолатыни. В роли евангелического
миссионера он посетил Северную Европу - Польшу, Литву, Пруссию. И
по линии связей с Габсбургами и польскими дворянами в итоге он смог
претендовать на трон в Молдавии. Гераклид никогда открыто не
заявлял о своей принадлежности к протестантам, умиротворяя
доминирующую Молдавскую православную церковь.
Продолжение статьи читать здесь: https://www.apn.ru/index.php?newsid=46642
|
</> |