ru_childfree: Думаю, многим участиникам будет любопытн

топ 100 блогов ru_childfree28.08.2010 Думаю, многим участиникам будет любопытно ознакомиться с работами Игоря Семёновича Кона, известного учёного, социолога и антрополога. Я приведу отрывки из книги "Ребёнок и общество" (глава "Этнография родительства"), которые наиболее, как мне показалось, соответствуют тематике сообщества, хотя и в остальном там много интересного. Наверное, некоторые моменты покажутся очевидными, мол, уж мы-то все давно это знаем, но всё же личный повседневный опыт это одно, а серьёзный научный анализ - другое, и, когда одно подтверждает другое, это вызывает известное чувство удовлетворения.

"Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Однако даже поверхностное обсуждение проблемы родительства сталкивается со множеством трудных вопросов. Является ли родительство биологическим, социокультурным или биосоциальным явлением и как взаимодействуют друг с другом его разноуровневые компоненты и детерминанты? В чем заключается и от чего зависит специфика отцовских и материнских функций? Каково место родителей в ряду других агентов социализации и как оно изменяется в зависимости от социальных условий, хозяйственной деятельности, структуры семьи и т. п.?

<...>

Но как ни существенны филогенетические предпосылки родительства, биология не объясняет специфику родительского поведения, его мотивации и институционализации у человека. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления на сей счет вовсе не являются универсальными и родительская любовь, как мы ее сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

<...>

Данные о психофизиологической связи матери с ребенком пока малочисленны, тут могут сказываться и другие неучтенные факторы54. Что касается женской теплоты и отзывчивости, то они могут быть результатом разной социализации мальчиков и девочек, о которой говорилось в предыдущей главе. Эти различия относительны, индивидуально-вариабельны, и не всегда женская нежность бывает направлена на ребенка. Само понятие "материнского инстинкта" не следует понимать однозначно и буквально. Советский цитохимик и педиатр Р.П. Нарциссов, изучающий, как влияют на эмоциональное состояние матери и ребенка роды и грудное кормление, справедливо замечает, что "материнство эволюционирует с развитием человечества. Материнство женщины имеет меньше общего с материнским инстинктом, чем любовь - с половым"55.

<...>

Демаркация и фактическое содержание отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым символизмом (например, космогоническими представлениями), так и с половой стратификацией, включая дифференциацию супружеских ролей, - статусы матери и отца невозможно понять отдельно от статусов жены и мужа. Слабость биологических теорий родительства - в их чрезмерной абстрактности. Для сторонников таких концепций "проблема состоит в том, насколько легко им удается связать разрозненные факты, касающиеся пола, с общими положениями биологии. Открыв такие предположительно универсальные факты, как брак и материнство, они упустили из виду качественные различия в социальном контексте и смысле того, что является, разумеется, социальными связями. Отправляясь от функциональной логики пола и репродуктивного поведения, они сочли вопрос о социальном использовании этих явлений вторичным и поэтому не исследовали способов, которыми социальный порядок обусловливает взаимоотношения женщин и мужчин. Они забыли спросить, какими специфическими способами факты брака и материнства организуют ответственность и привилегии"60.

Написать всеобщую историю материнской любви так же трудно, вернее, невозможно, как и историю половой любви, - эти понятия не просто эволюционируют, а наполняются в разных обществах качественно различным содержанием. Характерна в этом смысле полемика, вызванная книгой французской исследовательницы Элизабет Бадинтер. Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (XVII-XX вв.), Бадинтер пришла к "убеждению, что материнский инстинкт - это миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории... Материнская любовь - не объективная данность, а нечто сверхнормативное ("en plus")"61.

До конца XVIII в. материнская любовь во Франции была, по мнению Бадинтер, делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социально случайным явлением. Во второй половине XVIII в. она постепенно становится обязательной нормативной установкой культуры. Общество не только увеличивает объем социальной заботы о детях, но и ставит их в центр семейной жизни, причем главная и даже исключительная ответственность за них возлагается на мать. Отсюда - идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое высшее счастье в детях.

"Новая мать" и вправду начинает больше, а главное, иначе заботиться о детях. В конце XVIII в. начинается кампания за то, чтобы матери сами выкармливали младенцев, не доверяя их ненадежным кормилицам. Требуют (и добиваются) освобождения ребенка "от тирании свивальника". Растут гигиенические заботы о детях (Людовика XIII регулярно пороли с двух лет, а впервые выкупали почти в семилетнем возрасте). Возникает специальный раздел медицины - педиатрия. По мере индивидуализации внутрисемейных отношений каждый ребенок, даже новорожденный, к которому еще не успели привыкнуть, становится принципиально единственным, незаменимым, его смерть переживается и должна восприниматься как невосполнимая горькая утрата. Интенсифицируется материнское общение с детьми, матери больше не хотят отдавать детей в интернаты и т. д.

<...>

Во второй половине XX в. явственно обнаружились тенденции, враждебные "детоцентризму". Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое их вовлечение в общественно-производственную деятельность делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для некоторых из них. Современная женщина уже не может и не хочет быть только "верной супругой и добродетельной матерью". Ее самоуважение имеет кроме материнства много других оснований - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно-материнские (хотя и в прошлом их нередко выполняли другие женщины) функции по уходу и воспитанию детей ныне берут на себя профессионалы - детские врачи, сестры, воспитательницы, специализированные общественные учреждения - ясли, детские сады и т. д. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения.

<...>

Если неправомерна биологизация материнства, тем более историческим является институт отцовства. Хотя в последние годы ему посвящено немало специальных исследований64, социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания на сей счет поразительно скудны. Броская формула М. Мид: "отцы - это биологическая необходимость, но социальная случайность"65 - не просто юмористическое высказывание.

<...>

Детоцентризм общественной психологии XVIII-XIX вв. означал усиление заботы о детях, но одновременно - ограничение их внутренней свободы, принудительную инфантилизацию, следствием чего явились равнодушие и социальная безответственность, на которые горько жалуются современные родители, не понимая связи этих явлений с их, родителей, собственной воспитательной практикой."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Да, вот из этого брикетика на скору руку. За 5 минут! Вот никогда ...
Список памятников Бандере и улиц Бандеры впечатляет.:( Установлены/названы, естественно, после 91го. А "в противовес" Бандере какие-нибудь памятники ставили (в последние 30 лет)? Я не знаю, кто из украинцев "лучше всего воевал за СССР" - но неужто некого ...
Некоторые детали, типа остатков человеческого кала в церкви, доставляют особо. Сейчас этот попик, укрывавший бандитов, 100% числится "невинной жертвой" кровавого режима. Интересно, сколько бы ему сейчас дали, если бы он тоже самое вздумал при Путине ...
лина не уезжааааааааааааай! как я без тебяяяяаааааа??? сиротинуууууушкаааа!!!! ...
Москва. 4 октября. INTERFAX.RU - Журналист и телеведущий Владимир Познер попросил Комитет индустриальных телевизионных премий, который вручает премию ТЭФИ, перестать использовать для награды это название и отказаться от вручения статуэтки "Орфей", выполненной Эрнстом Неизвестным, так ...