Россию, которую мы потеряли
vital_drobishev — 29.08.2023Москва 1989 год. Moscow Music Peace Festival
Когда речь заходит о ситуации в той или иной стране, о ее внешней и внутренней политике, все почему-то зацикливаются на высоких материях – на законодательстве, Конституции, выборах, политических свободах… Забывая или сознательно не беря в расчет, что по-настоящему важно то, как устроена жизнь в той или иной стране на самом-самом низовом, глубинном уровне.
Когда мы говорим о развитии и уровне цивилизованности того или иного общества, совсем не обязательно ссылаться на экономические параметры и конкуренцию между политическими партиями. На мой взгляд, куда более важно, как в этой стране убирают улицы, насколько удобны скамейки на автобусных остановках и как быстро приезжает ремонтная бригада, чтобы заделать пробоину в водопроводной трубе.
Казалось бы, несущественные мелочи жизни, рутина и повседневность. Но именно они в конечном итоге и определяют лицо каждой страны, отвечают на вопрос, какая она - европейская, азиатская или вообще никакая?
Ключевые ответы на этот вопрос лежат не в партийном составе парламента или в эффективности работы правительства, а в том, приходят ли вовремя ваши соотечественники на работу, соблюдают ли они чистоту в подъездах своих домов, пристегивают ли без напоминаний ремни безопасности в машине?..
Еще один "маркер" приобщенности к цивилизации – это повседневная жизнь граждан. Как они одеваются, как мужчины относятся к женщинам, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят?..
Считать, что все это не имеет принципиального значения – глубокое и даже опасное заблуждение. Те из нас, кто успел пожить какое-то время в Советском Союзе, наверняка помнят, какую роль в развале СССР сыграли "Битлз" и "Роллинг Стоунс" - сверхпопулярные рок-группы, по сути, размывшие фундамент коммунистического барака и приведшие к его распаду за какие-то пару десятков лет. То есть по историческим масштабам за долю секунды.
На днях в интернете мне попалось видео не столько даже из прошлой жизни, сколько из другой планеты. На нем была запечатлена скандальная и экстравагантная британская электропоп-группа Prodigy. Причем запечатлена не на гамбургском Репербане, а в самом сердце Москвы, на Красной площади, совсем рядышком с такими символами имперского великодержавия, как Кремлевская стена, мавзолей Ленина и купола собора Василия Блаженного.
Было это всего лишь четыре года назад, в 2019-м. А ощущение такое, что с того незабываемого концерта Prodigy прошло лет двести, не меньше.
Ну, скажите: кто может сегодня представить себе на Красной площади выступление не то что шумных и неоднозначных Prodigy, а какого-нибудь вполне благообразного джентльмена, ну вроде сэра Пола Маккартни? Всего каких-то четыре года назад это было в порядке вещей, а сейчас такая картина будет воспринята так, словно снимают ее где-то на Марсе.
Ну кто сегодня может себе представить нечто подобное?
Всего четыре года, но той России уже нет!
Она исчезла с карты мира и превратилась в нечто наглухо закрытое, хмурое и человеконенавистническое.
И пусть городской средний класс все еще сопротивляется архаизации России и пытается жить, как прежде, словно ничего не происходит, будто группа Prodigy, а не Газманов с Маликовым все еще может дать на Красной площади концерт для сотен тысяч человек.
К сожалению, все ближе и плотнее подступают опасные признаки. Сегодняшний российский мейнстрим – это свихнувшиеся на всю голову персонажи, вроде Ивана Охлобыстина или депутатши Яровой. Всего четыре года назад над их фантазиями о высокоморальной, благочестивой, христианской России не смеялся только ленивый.
Увы, сегодня никому не до смеха, за который, между прочим, и срок впаять могут!
В Москве уже начали делать замечания девушкам. Мол, чего это вы в коротких юбках шастаете?! А ну-ка, марш до дому Библию или Коран, читать что именно не так важно, да "бесовскую" одежду выбрасывать в помойное ведро! Я не преувеличиваю, в сети уже есть видео, где непонятно кем уполномоченные граждане наголо стригут парня, который показался им слишком волосатым.
Понятно, что пока все это мелочи, единичные факты. Но по мере того как пропаганда "правильного образа жизни" и "национальных скреп" будет расширяться, количество шей несогласных, обреченных на подзатыльники представителей "высокоморального" общества будет множиться в геометрической прогрессии.
Поражает то, что происходит все это не в далекой Индонезии, о которой мы мало что знаем, не в Судане или в Латинской Америке, а в стране, в которой многие из нас жили десятки лет, а потому в курсе того, что она собой представляла.
Никогда Москва не была городом, каким ее сейчас пытаются сделать или как минимум изобразить - закостенелой, консервативной, религиозной, имперской.
Все было ровно наоборот – по советским меркам столица СССР жила довольно свободной жизнью, а уж после развала Союза и вовсе превратилась в один из крупных европейских культурных центров – визиты западных звезд шоу-бизнеса, знаменитые оркестры и киноактеры, а еще предприниматели, инвесторы, шоумены… И все они становились частью культуры крупных российских городов.
Проникновение западной культуры и западного образа жизни началось в годы поздней перестройки. Символ этого процесса - грандиозное шоу в Лужниках в апреле 1989 года – стало своеобразным глотком свежего воздуха после десятилетий закрытости и самоизоляции. Metallica, Оззи Осборн, Бон Джови, Scorpions – это лишь самые звездные имена из тех, кто тогда приехал открывать для себя новую европейскую Россию.
Москва 1989 год. Moscow Music Peace Festival
Это был первый шаг к становлению Москвы как бурного, манящего, пронизанного токами бурлящей жизни европейского мегаполиса.
Увы, путь, который начался в апреле 1989 года, был остановлен 24 февраля 2022-го. Приходится с болью в душе констатировать, что той страны уже нет. И самое страшное, нет никакой уверенности, что будет.
На наших глазах идет активное строительство другой, альтернативной страны, которую характеризует наличие двух непересекающихся линий жизни – официальной и обычной.
Подобное раздвоение характерно для авторитарных режимов, стремящихся формировать альтернативный мир, не имеющий ничего общего с реальностью.
Вспомните все тот же СССР, который, согласно официальной идеологии, был обществом высокой морали, нравственности и патриотизма, состоявшим из суровых воинов с патриотическим блеском в глазах, а также строгих воительниц, отзывчивых матерей и верных жен.
Надо ли напоминать сегодня, насколько это пропагандистское клише было оторвано от реальности, в которой буквально все было совершенно иначе?
Из сегодняшних примеров наиболее наглядный в Иране, где выжившие из ума старикашки рассказывают молодежи о высоконравственно-набожной стране. Которая в реальности заканчивается у дверей домов и квартир иранцев, в которые нет доступа представителям полиции нравов.
А там, за порогом, уже совсем другая жизнь – никаких тебе хиджабов, красивая, раскованная молодежь, алкоголь, коктейли, западная музыка...
Яркий пример: ислам для иранской молодежи заканчивается у порога их квартир
В бывшем СССР две эти линии долго не пересекались. Пока с экранов телевизоров пели Лев Лещенко и Cофия Ротару а дикторы программы "Время" раскрывали процесс медленного загнивания Запада, и лишь пересеклись когда 34 года назад состоялся Moscow Music Peace Festival - одно из главных событий Перестройки, прозванное "русским Вудстоком". В СССР впервые приехали звезды глэм-рока и хэви-метала и выступили перед двухсоттысячной аудиторией.
Но увы: после распада СССР вечно это раздвоение продолжаться не могло. Рано или поздно, кто-то должен был победить. Либо "Роллинг Стоунс" и Аль Пачино, либо Мизулина с Яровой.
Сегодня имена победителей вам известны.
Итак, власть России сделала выбор. И вместо свободы и открытости страна получила военный лагерь со всеми вытекающими последствиями. Многолетний путь прогресса и развития был потерян.
Причем так капитально и резко, что, как говорится, даже многие задуматься не успели…
|
</> |