Российский сериал «Крепость Бадабер». Когда Рэмбо — из ГРУ

топ 100 блогов movie_rippers04.07.2025 Кадр из сериала «Крепость Бадабер»
Немного рассуждений перед тем как

Иногда включаешь сериал — и кажется, что уже где-то это видел. Только там был Рэмбо, а тут — офицер ГРУ. Вместо американского флага — советский, но приёмы всё те же.

«Крепость Бадабер» — яркий пример того, как можно снять героическую историю на серьёзных щах, но с такой кучей шаблонов, что в какой-то момент не знаешь, смотреть дальше или делать ставки: кто кого спасёт и кто скажет самый пафосный монолог.

Постер сериала «Крепость Бадабер»
Постер сериала «Крепость Бадабер»



Тема пленных в Афганистане — непростая, болезненная, и, казалось бы, требует предельной честности и человечности. Сериал «Крепость Бадабер» попытался рассказать такую историю… Но получилось нечто среднее между патриотическим боевиком и телевизионной агиткой.

«Крепость Бадабер» (2018)

Сериалов о войне в последние годы сняли много, но мало кто рискнул обратиться к теме пленных в Афганистане. В этом смысле «Крепость Бадабер» — шаг смелый. Сценарий вдохновлён реальными событиями, и сам выбор темы уже вызывает интерес.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»
Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Только вот с реализмом и психологической глубиной здесь не всё так просто. Скорее наоборот, героические шаблоны и сценарные приёмы, которые будто выписаны из американских боевиков. И это мешает.

Сюжет: из «Рэмбо-2/3» с любовью

Итак, 1985 год. В окрестностях Пешавара (Пакистан) действует крепость Бадабер — база моджахедов, где, по слухам, держат в плену советских солдат. ГРУ посылает туда офицера Юрия Никитина (Сергей Марин) — героя без страха и упрёка, чтобы тот… просто сфотографировал, что происходит в крепости.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Но наш герой не из тех, кто довольствуется снимками. Обнаружив, что слухи — правда, он решает поднять бунт, освободить пленных и уйти в закат с красным знаменем и чувством исполненного долга. При этом в его арсенале: пара метких выстрелов, неподдельный патриотизм, беззаветная любовь к супруге, и абсолютная уверенность в собственной правоте.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

И дальше начинается боевик с элементами мелодрамы, чуть-чуть политической фантастики с неизменным пафосом. По пути в этот идеологический экшен вшиты:

Плен, побег, стрельба, героизм,
ЦРУшник, внезапно добрый и наивный,
Любовный монолог с горным ветром в волосах,
Генерал, лупящий гопника (отдельная сцена, достойная отдельной премии),
И даже футбольный матч пленных и охраны — в духе фильмов про концлагерь.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Если вам кажется, что вы уже всё это видели — вам не кажется. Мотивы, образы и сцены явно отсылают к «Рэмбо-2» и «Рэмбо-3». Смотрится это, мягко говоря, неоднозначно. Эмоциональные сцены работают через раз, диалоги местами звучат как цитаты из патриотической листовки.

Реальная история Бадабера — куда мощнее

В апреле 1985 года в том самом лагере Бадабер действительно произошло восстание советских пленных. Это не вымысел.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

По разным данным, группа из 12–40 человек сумела захватить склад оружия, освободить других заключённых и удерживала территорию несколько часов. Пленные требовали допустить международных наблюдателей или представителей ООН.

Когда стало ясно, что этого не произойдёт, они подготовились к последнему бою. Против них бросили моджахедов, пакистанские спецподразделения и тяжёлую артиллерию. В результате прямого обстрела склад боеприпасов взорвался, крепость была уничтожена. Почти все участники восстания погибли.

Об этом событии долгое время почти не говорили. Лишь спустя десятилетия информация начала появляться в открытых источниках.

Источник: архивные материалы, публикации в «Российской газете», Wikipedia

Актёры и роли

Сергей Марин физически убедителен, в экшене вполне на уровне. Но его герой скорее икона, чем человек. Он не сомневается, не колеблется, не развивается, а это делает образ однобоким, несмотря на харизму актёра.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Актёр убедителен в боевых сценах, хорошо держит кадр. Он делает максимум из того, что дали и в сценах действия он, безусловно, смотрится органично, физически достоверно, и местами даже эффектно.
Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Постоянно вспоминала Рэмбо из второго и третьего фильмов. Автор сценария явно вдохновлялся шедеврами Сталлоне.

Илья Маланин и Артём Мельничук, Данил Можаев и актёры, сыгравшие афганцев, показали весьма живых персонажей. Хотелось бы, чтобы у них было больше экранного времени.
Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Эти актёры дают ощущение «другого» кино — возможно, более камерного и психологического, которое могло бы получиться, если бы акцент сделали не на героизм, а на внутренние переживания.

Женские персонажи просто есть. Просто играют. Как могут. Сценарий не позволяет им быть чем-то большим, чем «функция сюжета».
Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Актрисы стараются, но их сюжетная нагрузка сведена к минимуму: любить, переживать, поддерживать. Даже жена Никитина (Светлана Иванова), в которую по сюжету он беззаветно влюблён, абсолютно не впечатлила.

Режиссура, картинка и музыка

Режиссёр явно вдохновлялся голливудским военным кино: есть и замедленные взрывы, и героические ракурсы снизу вверх, и обязательный крупный план на умирающего товарища. Но драматургия часто страдает — сцены будто соединены не логикой, а пафосом.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Теперь о хорошем. С точки зрения постановки экшена сериал вполне достоин. Перестрелки динамичные, сцены боёв бодрые, крепость действительно производит впечатление.

Операторская работа ловит нужную военную текстуру: пыль, камни, грубая фактура, контрасты. Визуально сериал хорош. Атмосфера лагеря, пыль, жара, тревожное напряжение — всё работает.

Экшен снят бодро, монтаж ритмичный, оператор знает, где взять крупный план, а где отступить.
Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Музыка — типовая, но не раздражающая: марш, тревожный хор, немного струнных на случай драмы.

Вот бы к этому визуалу — драму. Настоящую, живую.
Чётко и по делу

И, чтобы не упрекали в однобокости, отдельно соберу положительные и отрицательные моменты.

Что работает:

Атмосфера крепости и лагеря — напряжённая, мрачная, без лишнего романтизма.
Темп — сериал не провисает, постоянно что-то происходит.
Визуально — вполне качественно, особенно для формата ТВ-проекта.
Актёры второго плана добавляют «человечности», которой не хватает в основном сюжете.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Что мешает:

Штампы: от «благородного ГРУшника» до «комичного ЦРУшника».
Отсутствие психологической достоверности — всё слишком гладко, прямолинейно и предсказуемо.
Идеологический перегиб — сериал больше говорит лозунгами, чем чувствами.

А поговорить

Если бы Станиславский смотрел этот сериал, он бы наверняка сказал своё знаменитое «Не верю». Слишком много нарочитости, слишком мало живого человеческого.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

Если бы авторам хватило смелости уйти от идеологического шаблона и рассказать настоящую человеческую историю — о преданности, страхе, боли, сомнении — это мог бы быть сильный сериал. Но получилось, «как всегда».

«Крепость Бадабер» — это неплохой экшен-сериал, который подаётся как историческая драма, но на деле больше напоминает стилизованный комикс на военную тему. Съёмки достойные, актёры стараются, но за всем этим чувствуется сценарная неглубина и отсутствие доверия к зрителю: мол, покажем красиво и этого хватит.

Кадр из сериала «Крепость Бадабер»

А не хватит. Потому что реальная история Бадабера была куда более страшной, честной и сильной. И она заслуживала, чтобы её рассказали — не лозунгами, а живыми голосами.

Моя оценка 5 из 10

Сериал может понравиться тем, кто соскучился по «серьёзным мужским историям» с экшеном, чётким делением на своих и чужих, и без серых полутонов.

Но для тех, кто ищет нюансы, психологическую достоверность и честный взгляд на сложную тему — здесь будет не хватать… человечности.
https://dzen.ru/a/aF7Ulo81hlx-3UqX

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кстате, реквестирую анимцо с мега-крутым злодеем, который хотет грохнуть нафиг мир, потому, что человеки — говно, но где бы главный тряпка-ку^Wглавный герой отговаривал главзлодея от этой няшной идеии, приводя всякие добрые доводы о добрототе ...
"Бог всегда на стороне больших батальонов!" французский маршал XVII в. Жак д\'Эстамп дела Ферте Кемерово-Новосибирск: 260 км, 4,5 часа, автобус Киа-Грандберд 540 рублей Новосибирск(Автовокзал)-Кольцово: 22 км, 0,5 часа, автомобиль-такси 540 рублей* *цены прошлогодние, ...
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва призвала соотечественниц не заниматься сексом с гостями чемпионата мира по футболу. Потому что от секса получаются дети, в том числе иной расы и "эти детишки потом страдают и страдали, ещё со времён советской ...
В пост о возможном конце кошмара по covid. Чем больше пациентов с ковид-19 мы видим, обсуждаем с коллегами, читаем опыт европейских и американских докторов, тем яснее проявляется сущность болезни. Появляется объяснение тому, что на первых этапах нередко вводило докторов в ступор. Для ...
Регулирование цен или … (по материалам Бизнес ФМ). «Государственное регулирование цен- мы это уже проходили и знаем, к чему это приведет: дефициту и очередям». Наш враг- капиталистический торгаш хитер и коварен, но хитер и коварен нашей безграмотностью. Да, мы знаем о дефиците и очеред ...