Российский самолет МС-21 «приземлился» надолго
zloy_odessit — 11.05.2020
Когда в прошлом году вице-премьер РФ Юрий Борисов
заявил, что в 2021 году в серийное производство будет запущен
перспективный среднемагистральный самолет МС-21, многие и вправду в
это поверили. Хотя, запуск МС-21 в серию регулярно обещают с 2017
года. Я же тогда, лишний раз усомнившись в словах известного
сказочника Борисова, высказал мнение, что этот самолет не выйдет в
серийное производство не в 2022-м, не в 2023-м и так
далее.
Ведь еще в 2019 году стало известно, что МС-21 остался
без композитных материалов производства компаний Hexcel (США) и
Toray Industries (Япония) для своих крыльев и киля. На освоение же
производства данных композитов в России необходимы дополнительные
затраты, что означало увеличение стоимости проекта, затраты на
который и без того, по состоянию на 2019 год, превышали 400 млрд
руб.
Также, возникла у самолета проблема и с 50%
комплектующих иностранного производства, особенно американскими
двигателями PW1400G (Pratt & Whitney), заменить которые российские
авиастроители на отечественные ПД-14 до сих пор не
могут.
Однако, на прошлой неделе стало известно, что
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
заключило с АО “Корпорация “Иркут” контракт на проведение НИОКР,
направленных на импортзамещение комплектующих в самолете
МС-21.
И вот, казалось бы, светлое будущее для МС-21 не за
горами, вот только проведут НИОКР, импортзаместят все, что нужно
импортзаместить, и полетит “птичка” выше стратосферы! Но –
нет.
Прежде всего, срок выполнения НИОКР – 31 декабря 2021
года. То есть, запустить в серию импортзамещенный МС-21, как
обещалось ранее, уж никак не получится. Сама же программа
импортозамещения рассчитана на завершение к 2024 году. То есть, мои
слова о том, что МС-21 не будет запущен в серию в ближайшие 5 лет –
подтвердились.
Ну и самое главное, затраты на одни только
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы оценивают
в 12 млрд рублей. Не говоря о том гигантском пласте работ, которые
необходимо будет выполнить по проекту до 2024 года.
Таким образом, бюджет проекта МС-21 уже превышает 14
годовых бюджетов Костромской области. Самолет, который на
сегодняшний день нельзя запустить в серию и неизвестно возможно ли
будет это сделать в принципе, и тем более имеющий крайне
сомнительный потенциал окупаемости.
А между тем, если бы не МС-21, которого, по сути “нет”,
то Костромская область могла бы 14 лет беззаботно жить и не тужить.
Хотя, беззаботно? Нет, это не про Россию.