Российские ракетчики не могут найти замену минским шасси


Командование Ракетных войск в обозримой перспективе не собирается делать ставку на машины марки «КамАЗ».
В России инициаторы программы «Платформа», «распилившие» сотни миллионов долларов государственных средств, лихорадочно ищут применение разработанным в ее рамках ракетным транспортерам. Для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) эти машины не годятся.
Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», в этом году приняты на вооружение армии России.
Эти СКШТ должны заменить белорусские многоосные транспортеры МЗКТ-79221, которые сегодня используются в подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс».
В составе первой партии СКШТ российская армия получит пять машин из семейства «Платформа-О»: три шасси грузоподъемностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами 8×8, 12×12 и 16×16, а также тяжелый седельный и балластный тягачи (8×8) для транспортирования тяжелой техники массой до 165 т и буксирования прицепных систем и самолетов до 400 т.
Напомним, что еще в 2011 году в СМИ, со ссылкой на официальные источники, прошли публикации о том, что Минобороны России намерено к 2014 году отказаться от использования белорусских СКШТ в своих ПГРК и принять на вооружение изделия КамАЗа. Но ни в 2014-м, ни позже эти планы не реализовались. И только сейчас долгожданное событие произошло.
Что говорят скептики
Между тем ряд экспертов уже выразил сомнение в том, что принятые на вооружение машины предназначены для размещения автономных пусковых установок (АПУ) ПГРК «Тополь-М» и «Ярс».
Эти эксперты ссылаются на доводы тех специалистов, которые изначально сомневались в правильности технического решения, положенного в основу конструкции ходовой части СКШТ семейства «Платформа-О»: применение дизель-электрического привода с электромоторами, встроенными в ступицы колес.
В теории у такой конструкции есть целый ряд преимуществ перед традиционными многоосными колесными шасси. Но, как оказалось, эти гипотетические достоинства целиком нивелируются недостаточной надежностью и низкой живучестью машин военного назначения с электромеханической трансмиссией (ЭМТ). Особенно в условиях применения современных средств поражения.
Причем наиболее критичной для СКШТ с ЭМТ военного назначения (а для ракетных транспортеров в первую очередь) является их высокая уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим в результате ядерного взрыва. ЭМИ повреждает бортовую электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания.
В результате АПУ ПГРК, размещенные на базе СКШТ с ЭМТ, окажутся обездвиженными и станут легкой мишенью для высокоточного оружия потенциального противника.
Но мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Сегодня и неядерные генераторы ЭМИ можно сделать достаточно компактными для размещения на обычных и высокоточных средствах доставки.
Отсюда с неизбежностью следует вывод, что СКШТ, создаваемые по программе «Платформа-О», под монтаж АПУ для ПГРК не годятся. Конструктивные особенности этого семейства машин делают практически невозможным их применение в реальных боевых условиях.
Скептики укрепились в этом мнении после отказа электронной системы управления шасси КамАЗ-7850 на проходившем в Подмосковье форуме «Армия-2018». Этот казус попал через интернет на всеобщее обозрение.
Слишком долгая и туманная перспектива
Но даже если случится невозможное (административный ресурс или коррупция заставят военных закрыть глаза на критические недостатки машин семейства «Платформа-О»), то и тогда шасси КамАЗа вряд ли станут носителями ПГРК.
По словам советника гендиректора КамАЗа, руководителя проекта «Платформа-О» Владислава Полонского, крупносерийное производство СКШТ этого семейства, в том числе для АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения потребных финансовых средств».
Переход же от белорусских СКШТ к российской продукции займет 10-12 лет. То есть завершится к 2033-2035 году. Что противоречит директивным срокам, согласно которым перевооружение российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) на ПГРК «Ярс» должно закончиться в 2026 году.
А учитывая экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, даже сроки, обозначенные Полонским, выглядят нереальными: и деньги могут быть не выделены, и заводы не построены.
«Ярсы» будут на шасси МЗКТ-79221
Поэтому понятны причины, по которым командование РВСН в обозримой перспективе не собирается делать ставку на машины марки «КамАЗ» в качестве базы для АПУ ПГРК.
Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщал в интервью газете «Красная Звезда»: все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь», в срок до 2026 года будут оснащены ПГРК «Ярс». Которые, напомню, размещаются на шасси МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с шасси МАЗ-7912/7912, использующихся в ПГРК «Тополь».
При этом Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность (во многом за счет высоких тактико-технических характеристик минских шасси) обеспечивает новым ПГРК значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами.
Переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений, на ракетный комплекс «Ярс» на базе МЗКТ-79221 объясняется не только их более высокими боевыми возможностями, но и соображениями экономии средств. Что не менее важно.
Во-первых, новыми ПГРК в значительной степени используется существующая система боевого управления и связи, нынешняя инфраструктура позиционных районов и военных городков. Во-вторых, отпадает необходимость массово переучивать боевые расчеты и обслуживающий персонал.
Все это позволяет не только снизить примерно в два раза затраты на ввод ПГРК «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы ее переоснащения.
Куда бы это приспособить
Таким образом, для инициаторов программы «Платформа-О» складывается весьма щекотливая ситуация.
Тем не менее, руководству КамАЗа и его собственнику в лице госкорпорации «Ростех», а также тем людям, которые лоббировали их интересы в правительстве России, трудно будет избежать закономерного вопроса свыше: на что потрачены более десяти лет и громадные (порядка 300 млн долларов) деньги?
Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа-О», найти любые ниши, в которых можно было бы хоть частично использовать ее наработки.
По мнению ряда комментаторов, СКШТ, созданные в рамках проекта «Платформа-О», скорее всего, могут быть включены в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и подачи в пусковые шахты тяжелых баллистических ракет нового российского тяжелого ракетного комплекса (РК) «Сармат». Он должен заменить РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО), с советских времен состоящий на вооружении РВСН.
И агрегаты-транспортировщики, и установщики тяжелых ракет шахтного базирования на базе СКШТ семейства «Платформа-О» могут оказаться пригодными для выполнения своих функций при эксплуатации в мирное время и в щадящих дорожных условиях. Но не более того.
Александр Алесин