Российские ракетчики не могут найти замену минским шасси

топ 100 блогов grazy_gunner06.05.2019 Российские ракетчики не могут найти замену минским шасси

Командование Ракетных войск в обозримой перспективе не собирается делать ставку на машины марки «КамАЗ».


В России инициаторы программы «Платформа», «распилившие» сотни миллионов долларов государственных средств, лихорадочно ищут применение разработанным в ее рамках ракетным транспортерам. Для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) эти машины не годятся.

Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», в этом году приняты на вооружение армии России.

Эти СКШТ должны заменить белорусские многоосные транспортеры МЗКТ-79221, которые сегодня используются в подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс».

В составе первой партии СКШТ российская армия получит пять машин из семейства «Платформа-О»: три шасси грузоподъемностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами 8×8, 12×12 и 16×16, а также тяжелый седельный и балластный тягачи (8×8) для транспортирования тяжелой техники массой до 165 т и буксирования прицепных систем и самолетов до 400 т.

Напомним, что еще в 2011 году в СМИ, со ссылкой на официальные источники, прошли публикации о том, что Минобороны России намерено к 2014 году отказаться от использования белорусских СКШТ в своих ПГРК и принять на вооружение изделия КамАЗа. Но ни в 2014-м, ни позже эти планы не реализовались. И только сейчас долгожданное событие произошло.

Что говорят скептики

Между тем ряд экспертов уже выразил сомнение в том, что принятые на вооружение машины предназначены для размещения автономных пусковых установок (АПУ) ПГРК «Тополь-М» и «Ярс».

Эти эксперты ссылаются на доводы тех специалистов, которые изначально сомневались в правильности технического решения, положенного в основу конструкции ходовой части СКШТ семейства «Платформа-О»: применение дизель-электрического привода с электромоторами, встроенными в ступицы колес.

В теории у такой конструкции есть целый ряд преимуществ перед традиционными многоосными колесными шасси. Но, как оказалось, эти гипотетические достоинства целиком нивелируются недостаточной надежностью и низкой живучестью машин военного назначения с электромеханической трансмиссией (ЭМТ). Особенно в условиях применения современных средств поражения.

Причем наиболее критичной для СКШТ с ЭМТ военного назначения (а для ракетных транспортеров в первую очередь) является их высокая уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим в результате ядерного взрыва. ЭМИ повреждает бортовую электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания.

В результате АПУ ПГРК, размещенные на базе СКШТ с ЭМТ, окажутся обездвиженными и станут легкой мишенью для высокоточного оружия потенциального противника.

Но мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Сегодня и неядерные генераторы ЭМИ можно сделать достаточно компактными для размещения на обычных и высокоточных средствах доставки.

Отсюда с неизбежностью следует вывод, что СКШТ, создаваемые по программе «Платформа-О», под монтаж АПУ для ПГРК не годятся. Конструктивные особенности этого семейства машин делают практически невозможным их применение в реальных боевых условиях.

Скептики укрепились в этом мнении после отказа электронной системы управления шасси КамАЗ-7850 на проходившем в Подмосковье форуме «Армия-2018». Этот казус попал через интернет на всеобщее обозрение.

Слишком долгая и туманная перспектива

Но даже если случится невозможное (административный ресурс или коррупция заставят военных закрыть глаза на критические недостатки машин семейства «Платформа-О»), то и тогда шасси КамАЗа вряд ли станут носителями ПГРК.

По словам советника гендиректора КамАЗа, руководителя проекта «Платформа-О» Владислава Полонского, крупносерийное производство СКШТ этого семейства, в том числе для АПУ ПГРК «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения потребных финансовых средств».

Переход же от белорусских СКШТ к российской продукции займет 10-12 лет. То есть завершится к 2033-2035 году. Что противоречит директивным срокам, согласно которым перевооружение российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) на ПГРК «Ярс» должно закончиться в 2026 году.

А учитывая экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, даже сроки, обозначенные Полонским, выглядят нереальными: и деньги могут быть не выделены, и заводы не построены.

«Ярсы» будут на шасси МЗКТ-79221

Поэтому понятны причины, по которым командование РВСН в обозримой перспективе не собирается делать ставку на машины марки «КамАЗ» в качестве базы для АПУ ПГРК.

Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщал в интервью газете «Красная Звезда»: все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь», в срок до 2026 года будут оснащены ПГРК «Ярс». Которые, напомню, размещаются на шасси МЗКТ-79221, имеющих конструктивную преемственность с шасси МАЗ-7912/7912, использующихся в ПГРК «Тополь».

При этом Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность (во многом за счет высоких тактико-технических характеристик минских шасси) обеспечивает новым ПГРК значительно большую живучесть по сравнению со стационарными ракетными комплексами.

Переоснащение дивизий, вооруженных ПГРК предыдущих поколений, на ракетный комплекс «Ярс» на базе МЗКТ-79221 объясняется не только их более высокими боевыми возможностями, но и соображениями экономии средств. Что не менее важно.

Во-первых, новыми ПГРК в значительной степени используется существующая система боевого управления и связи, нынешняя инфраструктура позиционных районов и военных городков. Во-вторых, отпадает необходимость массово переучивать боевые расчеты и обслуживающий персонал.

Все это позволяет не только снизить примерно в два раза затраты на ввод ПГРК «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы ее переоснащения.

Куда бы это приспособить

Таким образом, для инициаторов программы «Платформа-О» складывается весьма щекотливая ситуация.

Тем не менее, руководству КамАЗа и его собственнику в лице госкорпорации «Ростех», а также тем людям, которые лоббировали их интересы в правительстве России, трудно будет избежать закономерного вопроса свыше: на что потрачены более десяти лет и громадные (порядка 300 млн долларов) деньги?

Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа-О», найти любые ниши, в которых можно было бы хоть частично использовать ее наработки.

По мнению ряда комментаторов, СКШТ, созданные в рамках проекта «Платформа-О», скорее всего, могут быть включены в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и подачи в пусковые шахты тяжелых баллистических ракет нового российского тяжелого ракетного комплекса (РК) «Сармат». Он должен заменить РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО), с советских времен состоящий на вооружении РВСН.

И агрегаты-транспортировщики, и установщики тяжелых ракет шахтного базирования на базе СКШТ семейства «Платформа-О» могут оказаться пригодными для выполнения своих функций при эксплуатации в мирное время и в щадящих дорожных условиях. Но не более того.

Александр Алесин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Голые короли. Жорес Алфёров, который при ближайшем рассмотрении оказывается обычным махинатором Фрагмент книги Анатолия Гончарова "Голые короли" Лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов тоже любил рассказывать сказки. Только не про Мойдодыра с Айболитом, а про ...
Ирония судьбы заключалась в том, что единственной формой существования ...
"Гражданин Российской Федерации Логинов Евгений Юрьевич всю жизнь был членом политических движений, был депутатом Государственной Думы на протяжении 8 лет. В марте 2014 года стал единственным самовыдвиженцем, сумевшем пройти процедуру регистрации кандидатом на выборах мэра г. ...
Я как то недавно писала пост о том, что мужчины становятся не мужчинами . И меня очень удивило то, что многие бросились оправдывать героя, которые сам сел, а женщину оставил стоять. Ну ладно, пусть он там устал/с работы/ и т.д.  Хотя я тут тоже могу привести собственный пример: у мен ...
Сообщают, что Омске экстренно сел самолёт, на борту которого был политик Алексей Навальный. По словам пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, ему в полёте стало плохо — у него токсическое отравление. Навальный летел из Томска в Москву, экстренно сел в Омске из-за того, что ...