Россия после Навального. Ушла эпоха

топ 100 блогов sapojnik22.02.2024 Теги: Путин Навальный Реверс теперь без аверса

После гибели Навального в тюрьме кое-что необратимо изменилось. Вообще-то выражение «ушла эпоха» - это расхожий штамп, так очень любят говорить после смерти почти любого более или менее известного человека, и чаще всего это оказывается неправдой: знаменитости больше нет, а жизнь продолжает идти своим чередом, и люди, даже поплакав, все равно потом расходятся по домам и продолжают заниматься своими делами – то есть эпоха остается та же, что и была.

Но Навальный, при том, что 10 лет он был «лишенцем» (лишенным права участия в выборах), и последние 3 года – и вовсе бесправным узником с клеймом «террориста», оставался все же в символическом плане – и на российском безрыбье – редкой фигурой федерального масштаба и всероссийской значимости. С его убийством образовалась пустота, которую будет очень нелегко заполнить.

В каком-то смысле Навальный был последние как минимум 15 лет альтернативой Путину, то есть – «теневым президентом». Не скажу, что эта мысль многих даже на «либеральном» фланге приводила в восторг – нет; самые разные люди самых различных убеждений от такой перспективы кривились, приходили в ярость, спорили, отрицали. Но это не меняло главного – в РФ просто не было другой такой соразмерной фигуры. Запад, кстати, вообще привык воспринимать Навального как наиболее вероятного «преемника», для времен, «когда Россия начнет выздоравливать». Он был для Запада этакий «опальный кронпринц»: сейчас его гоняют, но все равно – его наследство от него не уйдет.

Все эти расклады полетели к чертям 16 февраля. И поэтому его смерть большая потеря… для Путина. Он остался на монете один – как реверс без аверса. Тень без фигуры. Его безальтернативность стала очевидна для всех, лишенная какого бы то ни было символического прикрытия.

А безальтернативность раздражает всех – даже монархистов. Пожалуй, уход Навального – это такой звоночек и для Путина. Едва ли он его надолго переживет.

Но самое главное: смерть Навального – это такой холодный душ для тех, кто до последнего в глубине души верил, что все происходящее в России и вокруг нее последние 2 года – это все-таки понарошку, временные неприятности, что вот еще немного переждать, потерпеть – и будет «победа» (или там «поражение», какая разница?), а после всё вернется взад и будет как прежде – кафе Жан-Жак, поездки в Ниццу, журнал Столица, там нашисты сжигают книги Сорокина, тут Навальный собирает какой-то очередной митинг, все счастливы, все смеются…

Навальный все-таки, хотел он того или нет, но все ж стал символом «жирных путинских годов», таким же, как и сам Путин. Непотопляемый, неунывающий, живой, бессмертный.

И вот его нет, а это означает, что ничего уже не повторится и ничто не будет как прежде. Как там у Блока: «…причастный тайнам, плакал ребенок, о том, что никто не придет назад». Это понимание постепенно придет ко всем. Убийство оппозиционера разрушило ту грандиозную иллюзию Стабильности, которую режим старательно выстраивал и выстраивает много-много лет, тратя на это огромные ресурсы (и даже сейчас прикладывая огромные усилия для того, чтобы боевые действия на 1000-километровом фронте в наименьшей степени ощущались средним российским обывателем).

Смерть Навального в застенках – это смерть любых надежд на то, что в РФ в принципе может что-то измениться так называемым «эволюционным путем». И это камешек, который может породить лавину. Так-то, в чисто материальном смысле – как бы ничего и не произошло. Ну, из множества протестно настроенных жителей России умер всего лишь один. Но символически – как бы закрылась тяжелая дверь. Или опустилась громадная задвижка на плотине, и теперь вся вода должна будет течь только в один желоб.

С уходом Навального, я бы сказал, в России закончилось время инфантилизма и розовых иллюзий. И это на самом деле страшно – потому что тот зверь, который спал и видел сны, вовсе не добр и совсем не умён, а оседлать его, когда он проснется, очень трудно.

Сам Навальный в середине «десятых», будучи на вершине популярности, будучи обласканным Западом, говорил: «Я буду как Путин, только лучше!»

Новые, идущие за ним, будут даже не как Пригожин. Как обычно, впрочем: убивая последних оппонентов, режим думает, что этим он себя гарантирует от любых неприятностей – но тут оказывается, что неприятности только начинаются.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Красные партизаны Томской губернии, 1919 год. ...
На фото: река Мга, рядом с д. Сологубовка, автор фотографии - Денис Балин (фотография кликабельна) Всем Отличного дня! ...
Вопрос дизайнерам. Почему разное мужское - черное? Телефон, кошелек, планшет, зонт - все черное. В результате, когда времени на сборы мало и надо быстро все это найти - а вот фиг. Его не видно - в глубине сумки или портфеля, на темных покрывалах, и просто в тени. В результате ...
Ужесточение мобилизации на так называемой Украине, в том числе мобилизация женщин, вполне справедливо приводит к вопросу, а где все те мужчины, которых уже мобилизовали за десяток волн мобилизации? Ведь если, как говорит украинская пропаганда, ВСУ несут меньшие потери, чем ВС РФ, то ...
сорок градусов нужно на ночь и внутрь,а не с утра за окном...поутру же, едва проснувшись, он побежал закрывать окна.в тщетной попытке сберечь крохи сомнительной ночной ...