Россия под санкциями: укрепление текущего счета и рекордно низкий отток капитала


1. Чистый отток частного капитала (ЧОЧК), действительно оказался самым низким в 3-ем квартале за последние 4 года - всего 5.6 млрд. долл. после поправки на сокращение валютной позиции банков-резидентов в ЦБ, увеличение которой в начале года Э.С. Набиуллина справедливо отнесла не столько к трансграничному движения капитала, сколько к «внутренней конвертации» (всего за 9 мес. с начала года ЧОЧК составил по данным, отражаемом в платежном балансе, 85.2 млрд. долл., а с учетом упомянутой поправки - 77.4; текущий прогноз ЦБ на год – 90). То, что отток капитала окажется весьма умеренным, было ясно из того, что Банк России в июле-сентябре впервые с мая прошлого года (не считая коротких периодов «передышки») не проводил интервенций в поддержку рубля. Тогда как поступления валюты по текущему счету в 3-ем квартале сезонно наиболее низки, в частности, из-за зарубежного туризма россиян.

Что же касается реального (небанковского) сектора, то тут впервые после кризисного 4-ого квартала 2008г. наблюдалось дезинвестирование – отрицательный приток прямых и портфельных инвестиций в РФ (-3.6 млрд. долл., против -4.1 тогда). В целом чистый оттока капитала из нефинансового сектора (кроме операций с наличной валютой, сомнительных операций и пропусков) также стал 2-ым по величине в истории РФ (24.5 млрд. долл. против 36.7 в 4Q08). Существенное различие с валютным кризисом конца 2008г. заключалось в наличии «валютной подушки у банков» (тогда, напротив, у банков была отрицательная позиция с нерезидентами в 100 млрд. долл., что вызвало огромный спрос банков на валюту для выравнивания позиции) и не так сильно падающей цене нефти. Однако сейчас «резервной подушки» у банков почти нет, и валютный рынок находится почти в тех же условиях, как в начале 2009г.

3. Резервы ЦБ за квартал похудели на рекордную для посткризисных лет (с 2009г.) величину 24 млрд. долл. – даже больше чем в «военном» 1-ом квартале, что выглядит несколько нелогично на фоне отсутствия интервенций. Причина – в обесценении не долларовой части резервов (в евро, прежде всего) и как уже отмечалось, в расходовании банками средств, ранее размещенных в ЦБ на валютных корсчетах и в обеспечение своп-операций. По-видимому, определенный вклад в сокращение резервов вносит и снижение остатков на валютных счетах правительства в ЦБ – в этом году, в отличие от прошлых, никаких зарубежных размещений Минфина – ни еврооблигаций, ни рублевых ОФЗ – нет и не предвидится. Да и в будущем скорее всего тоже, хотя в проекте бюджета соответствующие лимиты на всякий случай, как хер у монаха, присутствуют (по 7 млрд. долл. в год.).


* Включая распределенные СПЗ и резервную позицию России в МВФ
** Валютные свопы и корсчета банков-резидентов в ЦБ, репо с нерезидентами
|
</> |