Рославльский завод тормозных систем на перепутье: успехи, проблемы и ожидания

История успеха и государственная поддержка
Рославльский завод тормозных систем (РААЗ) – старейшее предприятие Смоленщины по выпуску пневматической тормозной аппаратуры, история которого насчитывает более 40 лет. После тяжелого периода, завершившегося банкротством прежнего юридического лица завода в 2016 году (тогда тысячи горожан рисковали остаться без работы), предприятие было реорганизовано в новое ООО «Рославльские тормозные системы» и получило шанс на возрождение.
В 2023 году завод продемонстрировал впечатляющие результаты: под руководством нового директора Азата Таюпова предприятие получило многомиллионную прибыль, направленную на техническое перевооружение – закупку новых станков и оборудования.

Уже в 2024 году обсуждалось привлечение инвестиций до 10 млрд руб. на полную модернизацию производства с освоением новых видов продукции – гидравлических и интеллектуальных тормозных систем.
Такой масштабный план курируется на самом высоком уровне: управление предприятием в 2024 году передали научному центру «НАМИ» (учреждение Минпромторга РФ), а губернатор публично поблагодарил вице-премьера Дениса Мантурова за внимание к проекту.
Фактически, единственным учредителем общества теперь является Российская Федерация в лице ФГУП «НАМИ», что закрепляет прямой контроль государства над судьбой завода.
Рискованная стратегия и остановка производства
На фоне этих успехов и вливаний, новость о том, что в июле 2025 года завод приостановил производство, стала тревожным сигналом для всех заинтересованных сторон.
По данным из открытых источников и свидетельств работников, склад предприятия оказался затоварен готовой продукцией, которая не находит сбыта. Это указывает на просчет в стратегии сбыта: резкий рост выпуска не сопровождался развитием дистрибьюторской сети и расширением рынка сбыта.
Завод по-прежнему сильно зависит от нескольких крупных заказчиков – таких как КАМАЗ, Урал, ГАЗ, НЕФАЗ.
Пока спрос со стороны этих автопроизводителей был высок (например, на волне импортозамещения в 2022–2023 гг.), предприятие работало с прибылью. Однако стоило основным клиентам сократить закупки или перейти на альтернативные комплектующие, как «Рославльские тормозные системы» оказались без рынка сбыта, не успев завоевать прочных позиций ни в сегменте автосервиса, ни на экспортных направлениях.
На этапе планирования, по мнению экспертов, была допущена ошибка: средства господдержки были направлены прежде всего на увеличение выпуска «здесь и сейчас», а не на системное укрепление позиций завода.
Качество и конкурентоспособность продукции, создание новых продуктов и активный маркетинг отошли на второй план. В результате, когда рынок слегка охладился, предприятие «проиграло конкуренцию, даже не вступив в борьбу», как охарактеризовал ситуацию один из ветеранов завода.
При спешном наращивании объемов возникли проблемы с контролем качества и исполнением технических регламентов.
Косвенно на это указывают результаты проверок: за последние годы предприятие подвергалось семи плановым инспекциям, и в большинстве случаев контролеры выявляли нарушения.
Требования потребителей к надежности тормозных систем не были полностью удовлетворены, и это могло подтолкнуть автозаводы к поиску иных поставщиков и вызвать возвраты продукции.
Таким образом, остановка конвейера на рославльском заводе летом 2025 года стала результатом сочетания факторов: узость рынка сбыта, просчеты в маркетинговой стратегии и вероятные издержки качества, подорвавшие доверие клиентов.
Внутренние конфликты и контроль учредителей
Кризис в производстве сопровождался тревожными сигналами из руководящих кругов завода.
Директор Азат Таюпов, приглашенный на предприятие в 2023 году, по образованию не был промышленником – как он сам признавался, у него нет профильного технического образования, и все тонкости технологии тормозной аппаратуры ему пришлось осваивать «с нуля» уже на месте.

Тем не менее, именно ему доверили реализацию амбициозных планов, и первые достижения придали новой команде уверенность.
Однако когда начались трудности со сбытом и финансами, внутри управленческой команды возникли разногласия. По сведениям из неофициальных источников, члены так называемой «башкирской команды» (группа управленцев, приехавших вместе с директором) разошлись во мнениях о дальнейших действиях.
Выбрана была достаточно рисковая финансовая модель, связанная с использованием государственных средств, и часть команды предпочла дистанцироваться от потенциальной ответственности. В итоге директор остался практически в одиночку отстаивать взятую линию, что привело к расколу управленцев и отставкам некоторых ключевых специалистов.
Особую обеспокоенность вызывает вопрос законности и целевого характера освоения федеральных денег. Эти средства выделялись под конкретные проекты (расширение выпуска новых видов тормозных систем, закупка оборудования и т.д.), и теперь надзорные органы вправе потребовать подробного отчета об их использовании.
В Министерстве промышленности и торговли РФ явно осознают риски: передачу предприятия под крыло «НАМИ» сопровождало установление жесткого контроля за выполнением инвестпроекта.
Нетрудно догадаться, что любое нецелевое расходование или невыполнение показателей грозит большими проблемами руководству. Шутки с федеральными деньгами плохи – за каждый рубль придется держать ответ, вплоть до возврата субсидий в бюджет, если будут выявлены нарушения условий поддержки.
Сигналом усиливающегося контроля стало и появление на заводе нового заместителя директора по безопасности, присланного учредителем. ФГУП «НАМИ», взявшее управление, фактически ввело на предприятие своего человека из силовых структур – по аналогии с тем, как сам Азат Таюпов когда-то пришел на завод с должности, связанной с обеспечением безопасности.
Наблюдатели не исключают, что история может повториться: если текущий директор не справится с выводом предприятия из кризиса, его место займет новый антикризисный управляющий. В любом случае, учредители (в данном случае государство) дают понять, что финансовые конфликты или внутренняя борьба за ресурсы не должны мешать реализации госпрограммы развития завода.
Сейчас предприятие «Рославльские тормозные системы» стоит на перепутье – и от слаженности действий управленцев зависит, будет ли выбран путь оздоровления, либо завод вновь скатится к процедурам банкротства.
Чаяния коллектива и роль Москвы
Тревожная ситуация на заводе непосредственно сказывается на настроениях трудового коллектива.
Численность персонала предприятия существенно выросла за последние годы (с ~128 человек в 2019 до 532 человек в 2021, и далее – еще больше), и для города Рославля завод остаётся градообразующим предприятием.
Остановка производства и слухи о возможных сокращениях вызывают среди работников естественное беспокойство. Люди опасаются повторения событий 2015–2016 годов, когда предыдущий завод-банкрот задерживал зарплаты и увольнял сотни сотрудников.

На сегодняшний день, по данным официальных источников, предприятие не имеет просроченных долгов по зарплате и сохраняет штат, однако будущее зависит от решений «в верхах».
Понимая социальную значимость РААЗ, региональные власти и Москва пристально следят за ситуацией. Губернатор Василий Анохин не раз подчёркивал, что завод должен сохранить свой производственный потенциал и рабочие места, а профильный вице-премьер Денис Мантуров лично содействовал включению рославльского проекта в федеральную повестку промышленного развития. https://nami.ru/news/1644

Для трудового коллектива сейчас критически важно, чтобы новые инвестиции не остались на бумаге. По итогам Петербургского международного экономического форума 2025 года было объявлено о привлечении 2,5 млрд руб. субсидий и очередного льготного займа для технического переоснащения завода, общий объем инвестиций оценивается в 10 млрд руб.
Эти планы вселяют надежду: если средства пойдут на дело – на закупку современных станков, налаживание выпуска востребованных комплектующих (например, для современных систем ABS/ESP, как заявлено в программе развития) – то у завода есть шанс выйти на новый уровень и обеспечить сотрудников стабильной работой.
В противном случае риск остаётся: как признают сами чиновники, без реальной модернизации его конкурентоспособность стремительно падает.
Москва, со своей стороны, обеспокоена не только сохранением рабочих мест, но и стратегической ролью РААЗ в автомобильной отрасли. Завод – один из немногих отечественных производителей тормозных систем, способных заместить импорт. Провал проекта по его развитию ударит по всей цепочке импортозамещения в автопроме.
Поэтому в столице задействованы все механизмы поддержки: от финансовых вливаний до кадровых решений.
Учредители рассчитывают, что обновленная команда, совместно с региональными властями, сумеет наладить сбыт (расширить присутствие на рынке запчастей и в странах-партнерах), улучшить качество продукции и запустить серийно новые разработки.
В ближайшее время ожидаются итоги аудита финансово-хозяйственной деятельности завода за период освоения субсидий – это станет своего рода «точкой невозврата». Либо выявленные проблемы будут устраняться при поддержке центра (с соответствующими организационными выводами), либо же предприятие может столкнуться с санкциями за неэффективное использование госпомощи.
Рославльский завод тормозных систем сегодня оказался на переломном этапе, когда «всё хорошо и всё плохо одновременно».
С одной стороны, есть успешный опыт 2023 года, серьезная поддержка государства и востребованность продукции на бумаге. С другой – реальность показала уязвимость предприятия: стоит сбою одному звену (сбыт или менеджмент), и весь механизм останавливается.
И хотя слухи о переводе на 4-х дневную трудовую неделю не добавляют оптимизма, трудовой коллектив надеется, что их завод избежит худшего сценария.

В интервью местной прессе один из ветеранов подчеркнул: «Завод – градообразующий, шутки с ним плохи».
Судьба предприятия беспокоит всех – от простых рабочих цеха до министерских кабинетов в Москве. В ближайшие месяцы станет ясно, оправдаются ли вложенные миллиарды и управленческие решения.

Если да, Рославль получит современное производство и сохранит статус одного из центров отечественного автокомпонентного кластера.
Если же проблемы не удастся решить, регион может столкнуться с очередным витком социальной напряженности и утратой уникальной промышленной площадки.
***
Внимание! Данная статья не нарушает прав третьих лиц и не содержит персональных данных. Все использованные материалы являются результатом анализа открытых источников, ссылки на которые прилагаются в конце статьи. В тексте могут присутствовать элементы оценочных суждений, а также субъективные интерпретации представленных фактов и событий.
Источники: В подготовке материала использованы данные официальных изданий и информагентств: журнал «Смоленск» journalsmolensk.ru, Смоленская газета smolgazeta.ru, пресс-релизы ФГУП «НАМИ» nami.ru, профильные ресурсы («Грузовик Пресс» gruzovikpress.ru и др.), а также архивные материалы о РААЗ
Справка от Руспрофиль: https://www.rusprofile.ru/id/7081638

