Романтика воздуха, или "Нежность к ревущему зверю"
monetam — 06.08.2024Тема лётчиков и их жизни достаточно неожиданно вернулась на экран к советским зрителям начале 1980-х- то есть когда уже выросло, и даже постарело то поколение, которое появилось после общественных и пропагандистских восторгов перед «сталинскими соколами» 1930-х. Тогда, после Отечественной войны, летчики как-то отошли на второй план, а потом даже на третий, а затем… затем вдруг кинематографисты вспомнили, что тут есть чем гордится, и есть на что посмотреть !
Основная идея фильма- удовлетворить потребность молодежи в романтике, а среднему поколению показать, что их дело- не просто железки крутить да «технику обслуживать», а нечто гораздо большее.
Дело вождения самолетов, дело их испытания оказалось полно и героики, и романтизма- причем романтизма, не обращенного в глубь истории, к «Детям капитана Гранта», а в мега-актуальную реальность – управлять одними из самых лучших самолетов на планете, и даже свои личные вопросы решать на фоне этой повседневной героики.
Неверно упрекать фильм в нарушении фактологии, или чрезмерной скрытности: фильм не про самолеты как таковые (хотя и они важны), а именно что про летчиков. Совсем углубляться в подробности испытаний, или там технических или организационных подробностей задача не стояла, да в те времена это глуповато выглядело бы: дело происходит в самое настоящее время, и рассказывать «правду» про одни из самых больших секретов никому бы в голову не пришло, и прежде всего самому режиссеру.
Тут объяснялся смысл самой героики, которую за повседневными заботами обычный человек к не то что забывает, а просто не представляет: это не бросится с гранатой на танк, ил в подъезд горящего дома, а принять очень рискованное , но в итоге правильное решение, типа посадки самолета на неподготовленную полосу, причем его правильность даже не от тебя порой зависит, или путем размышления дойти до ответа на вопрос, в чем же ошибся твой друг- предшественник по испытаниям. Задача была в изображении правильного психотипа такого героя- а именно человека соединении романтики с техническим образованием, когда человек проводит свою душевную самореализацию не в моральных поисках, а во взаимодействии с «железным партнёром» да так, что без пяти секунд уже одушевляет его (эти последние «пять секунд» проделал создатель фильма, придумав ему такое название). Герои фильма – а именно положительные герои фильма! - одновременно размышляют и о приемах испытания, анализируют ошибки, ищут их решение, и тут же вот – через них проходят задушевные песни Визбора, с таким романтичным накалом, который только у бардов и встретишь.
Оказывается, все мощные и технические, и военно-государственные проблемы, и все то, о чем говорится на совещаниях у Соколовского/Туполева в итоге -то находит свое завершение в душе человека, который раскрывается как герой, и героем он становится не только по причине верчения тех мощных объективных жерновов, но и с взаимосвязью целого комплекса этических вопросов – что в коллективе, что с самым близким другом, и наконец с женой.
Причем, что интересно, все эти вопросы разрываются достаточно гармонично, то есть не перехлёстываются друг с другом, а именно дополняют.
Особенностью фильма является то, что он… самый мирный фильм про испытания военной техники. Про само главное назначение этого самолета – сброса бомб или пуска смертоносных ракет- не вспоминает никто, похоже, что даже главного конструктора это не интересует. Людей в военной форме откровенно мало, и они либо молчат, либо не говорят про военную проблематику!
И- с такой щемящей тоской смотрится Юрий Визбор…
По сюжету он бывший лётчик-испытатель- тут это амплуа куда больше подходило душевному складу барда и актера, чем его знаменитая роль Бормана, можно сказать- именно о таком амплуа он и мечтал! Но увы, жить ему оставалось всего два года, здоровье резко пошло на спад, и – самая «правильная» и желанная его роль осталась зрителю малоизвестной…