"Тот самый Мюнхгаузен": манифест " подросткового общества" ( по vad_nes)
monetam — 01.08.2024Вернул Мюнхгаузена взрослым человек с псевдонимом Григорий Горин. Произошло это в 1976 году.
Горин начинал как КВН-щик и хохмач-юморист, даже его псевдоним был замаскированной шуткой - он расшифровывался как "Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность".
Однако к середине 70-х Григорий Горин явно перерос и КВН, и эстрадные монологи в стиле "Хочу харчо!" и даже своего постоянного соавтора Аркадия Арканова.
Он начинает работать соло и сочиняет пьесы, которые вскоре сделают его одним из самых популярных драматургов страны - "Тиль", "Забыть Герострата!", "Дом, который построил Свифт", "Поминальная молитва", "Счастливцев-Несчастливцев", "Шут Балакирев" и многие другие.
Пьеса, которую он сочинил в 1976-м по просьбе актера Владимира Зельдина, называлась "Самый правдивый".
В 1979 году Марк Захаров снимет по ней фильм "Тот самый Мюнхгаузен", который станет одним из самых ярких, самых точных и самых талантливых маркеров времени.
Для большинства поклонников "Тот самый Мюнхгаузен" - напоминание о молодости.
Даже не молодости. В середине семидесятых мы были подростками.
И я вам больше скажу - несмотря на засилье старичков в Политбюро, все наше общество было тогда каким-то подростковым.
Наивным до ужаса.
Радикальным до глупости.
Не умеющим просчитывать последствия до идиотизма.
Эмоциональным до истерик.
Это был реальный заповедник розовых пони и понадобились девяностые, чтобы мы хоть немного повзрослели.
А "Тот самый Мюнхгаузен" остался в нашей культуре зеркалом этого непуганого общества. Не замечали, что это, по сути, подростковый фильм?
Во-первых, вся композиция фильма полностью соответствует мироощущению подростка - вокруг меня одни дураки, которые меня не понимают, один я такой умный, чуткий и талантливый, стою, красивый, в белом пальто.
Но композицию еще можно пережить, это, в конце концов, наследие великой литературы девятнадцатого века с ее культом "лишнего человека".
Но фильм не ограничивается тем, что главный герой два с лишним часа демонстрирует подростковый запредельный эгоизм и тинейджеровскую же категоричность и нетерпимость к чужому мнению.
Авторы фильма, ничтоже сумняшеся, объявляют эту позицию не только допустимой - но единственно верной, единственно возможной для любого приличного человека.
Центральная мысль фильма "Тот самый Мюнхгаузен" - нужно всегда оставаться самим собой, отвергать любые компромиссы и упрямо стоять на своем, как бы ни страдали от этого твои близкие.
Ведь что происходит в фильме, в чем основной конфликт, из-за чего весь сыр-бор? Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен давно разбежался со своей официальной супругой Якобиной фон Мюнхгаузен, она живет с неким Рамкопфом, он - с любимой женщиной по имени Марта.
Но жениться на ней Мюнхгаузен не может, поскольку супруга не дает ему развод. Вдруг у барона появляется шанс сделать любимую женщину счастливой - поговорив с женой на повышенных тонах, "герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю! Всех — на волю!»".
Осталась формальность - зафиксировать развод в суде. И что же делает наш герой?
Подписывает документы, проставив дату "32 мая". После чего пускается в долгие и путанные объяснения о том, что он, гений эдакий, открыл для человечества лишний день, который собрался из лишних секундочек за долгие века.
Мысль о том, что прождавшее много веков человечество можно порадовать, например, завтра, а сегодня позаботится о любимом человеке, ждущим счастья много лет - даже не приходит ему в голову.
Разумеется, тот факт, что осчастливленное человечество внезапно не сильно радуется подарку, вызывает у благодетеля натуральную подростковую истерику:
— Вообще-то… — замялся Томас, — не очень, господин барон, первого июня мне платят жалованье…
— Ты не понял, — недовольно поморщился барон. — Появился лишний день, глупый. А вы рады новому дню? — обратился он к музыкантам.
— Смотря на что он падает, — ответил за всех скрипач. — Если на выходной, то обидно, а если, скажем, на понедельник, то зачем нам два понедельника?…
— Убирайтесь! — гневно крикнул барон. Томас и музыканты поспешно удалились.
И только Марта, это святая женщина, почему-то не убивает этого идиота на месте, а тихо и спокойно объясняет ему - почему он патентованный чудак на букву "М".
— Я люблю тебя, — растерянно и тихо сказал Мюнхгаузен.
— Я знаю, милый, — вздохнула Марта. — Но ради меня ты не хочешь поступиться даже в мелочах… Помнишь, когда мы встречались с Шекспиром, он сказал: «Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного…»
— Но потом добавил: «Препятствия любви только усиливают ее».
— У нас их чересчур много, этих препятствий, — улыбнулась Марта сквозь слезы. — Они мне не по силам… Господи ну почему ты не женился на Жанне д'Арк? Она ведь была согласна… А я — обыкновенная женщина. Я не гожусь для тридцать второго мая.
Проблема в том, что "Тот самый Мюнхгаузен" наглядно демонстрирует кредо творческих людей. А они в подавляющем большинстве действительно именно так и живут - ставя во главу угла себя, собственные потребности и желания, не желая ничем поступаться и не приемля никаких компромиссов. Так было, есть и будет, не зря же говорят, что за каждым реализовавшимся талантом стоит женщина, посвятившая ему жизнь и отказавшаяся во имя его от себя.
Этот эгоизм обусловлен требованиями профессии, это, если хотите, профессиональное заболевание. Чтобы создать что-то не великое даже, а хотя бы талантливое, творец должен быть сосредоточен исключительно на работе, на воплощении собственных чаяний и желаний и забивать на все, мешающее процессу.
Но, честно говоря, я бы все равно с большим интересом посмотрел ремейк "Того самого Мюнхгаузена", где случившиеся события были бы увидены глазами Марты. А потом еще один - снятый с точки зрения Якобины фон Мюнхгаузен, несомненно умной и неординарной женщины, слишком поздно понявшей, что в творческой семье может быть только одна звезда, а "второй не быти".
Но что толку рассуждать о несуществующем? Как говорят украинцы: "Маємо те, шо маємо".
А маем мы фильм, сомнительный этический посыл которого вполне уравновешивается талантом, с которым он сделан.
Там великолепный сценарий с диалогами, разошедшимися на поговорки. Там эталонная работа режиссера, делающего после "Обыкновенного чуда" второй шедевр подряд.
Там гениальная музыка молодого Рыбникова, которая сейчас наверняка крутится у вас в голове - "Тадам-тадам-тадам там-там тадам-там-там". Наконец, там блестящий актерский состав, целое созвездие талантов, где каждая звезда на своем месте - от Олега Янковского, играющего лучшую свою роль, до крошечного эпизода Семена Фарады и его реплики: "Да, война это... война".
Наконец, как всякий талантливый фильм, "Тот самый Мюнхгаузен" невероятно многослоен и многозначен.
Да, можно рассматривать его как гимн творческому эгоизму. А можно - как оду чудесам в скучном мире.
И то, и другое будет абсолютной правдой.
Отрочество - это не только время обид и истерик. Это еще и время надежд.
Надежд и веры.
Поэтому картина "Тот самый Мюнхгаузен" просто пропитана ожиданием света, убежденностью в победе добра и искренней верой в чудо.
В то, что невозможное возможно и дорогу в небо можно отыскать даже в самом душном мире.
Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!