Роман Полански
konoplyov — 24.01.2010 В субботу я проснулся с намерением получить зарплату, а в итоге этот волшебный момент перенесли на неопределённый срок. Ну ничего, — сказал я сам себе — деньги это не главное. Главное, что у меня выходной и можно заняться всем, чем захочу. А хочу я, между прочим, отдыхать. Хороший отдых это, прежде всего, ванна, книга и кино — и переубедить меня тут сложно.В итоге принял расслабляющую ванну, почитал книгу, и посмотрел целых два фильма. Первый назывался «Укрощение строптивого» и был снят в Италии 30 лет назад. Комедия поначалу была смешная, а к концу скатилась в полный тупняк. В итоге 7 из 10. Про второй фильм и его режиссёра расскажу отдельно.
Ещё раз о Творцах
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» — писала Анна Ахматова и была чертовски права. Многим кажется, что любой поэт, писатель или режиссёр по умолчанию является жителем Олимпа, который безропотно служит Высокому и какает зефиром. На самом деле, любой Творец очень похож на среднего человека, а значит умеет поступать подло, и страдает несколькими психическими отклонениями, одно из которых называется талантом.
За примерами далеко ходить не надо. В любом храме искусств подковёрных интриг больше, чем в любом другом месте. Актёры перед выходом на сцену любят подсыпать в ботинки коллег толчёное стекло. Балерины смазывают рабочую обувь конкуренток чуть ли не скипидаром, чтобы не без того измученные ноги танцовщиц покрывались гнойниками. Любимов сделал всё, чтобы Высоцкий при жизни не издавался и не получал звания заслуженного. Это, кстати, даёт ему право рассказывать, как тоталитарная коммунистическая власть пыталась сжить Владимира Семёновича со света, и как ей это, в конце концов, удалось. Так что все Творцы — обычные люди, просто, как гласит китайская поговорка, чем выше сидит обезьяна, тем лучше видна её жопа.
Ну и, конечно, весь внутренний мир автора рано или поздно всплывает в его творчестве. Все извращённые сексуальные фантазии, комплексы, мании и френии превращаются в книги, фильмы, песни и прочие произведения искусства. Это и есть тот сор, о котором говорила Ахматова.
В 2008 году у меня был день рождения, на котором Юля задарила мне книгу Гёссе и диск с фильмом «Смерть и девушка» Романа Полански. И вот я этот диск, наконец-то, посмотрел. Для того, чтобы наиболее точно оценить творчество данного гражданина, нужно ознакомиться с его биографией.
Полански. Начало
Итак, Париж 1933 года, в одной еврейской семье рождается Раймунд Роман Либлинг. В июне 1940 года нацистские захватчики входят в Париж и устраивают там еврейские чистки. Раймунд Либлинг отправляется в краковское гетто, а его родители этапируются в другие, более зловещие места. Через несколько лет храбрые советские войска освободили Польшу, подарив, тем самым, напрямую или косвенно, жизнь миллионам польским гражданам.
Спасся и Раймунд Либлинг, который к тому времени настолько стал поляком, что взял себе псевдоним Полянский (Полански), означающий «польский». С ранних возрастов Роман отличался двумя талантами: лицедейством и потребительским отношением к женщинам. Про первый его талант говорят, что он умел разными половинками лица изображать противоположные по значению эмоции. О втором его мастерстве тоже много известно: Роман попросту не спал с девочками больше одного раза — сказались детство без матери.
Поступив в киношколу, Роман быстро оказался на виду Вайды, в фильме которого Полански и дебютировал. Позже Роман сам встал по ту стороны камеры и стал снимать фильмы. Его дипломная работа в польском киноПТУ выглядела просто — в комнату, где спал человек, проникал посторонний и убивал спящего. Видимо сказались долгие годы в гетто — иначе как объяснить желание режиссёра не дать жертве ни единого шанса, при этом не подарить злоумышленнику хоть каплю сострадания. Следующие его короткометражки ушли недалеко, например: охранник не пускает на дискотеку восемь человек и они его за это избивают.
Первый же полный метр «Нож в воде» (1962) приносит режиссёру номинацию на «Оскар», после которого режиссёр навсегда покидает Польшу. Он живёт во Франции, потом в Англии, позже перебирается за океан. За границей он женится второй раз. Первый раз он женился в 1959 году на красивейшей польской актрисе Барбаре Квятковской. Брак из-за бесконечного блядства мужа быстро рушится, и в 1962 году супруги разводятся. Второй его женой в 1968 году стала красивейшая американская актриса Шэрон Тейт (на фото).
Шэрон Тейт
Говорят (говорят), что Роман после этой свадьбы присмирел и перестал бегать по бабам. С одной стороны понять можно — в отличие от Европы, США всегда считались пуританской страной, и, в случае чего, провинившегося тащили в ближайший суд, где быстро выдавали десяток лет подумать над поведением. Вдобавок, разводиться в США ой как невыгодно — в большинстве случаев закон оставляет мужа ни с чем. В третьих, Шура Тейт была красивей самой Мерилин Монро, поэтому убегать от такого подарка судьбы, мягко говоря, глупо. Новая жена Полански беременеет, муж продолжает снимать странные фильмы — с бесконечным насилием и ужасами.
В это время в США выходит «Белый альбом» группы The Beatles. Один из 9,5 миллионов экземпляров попадает в руки психопата Чарльза Мэнсона. Мэнсону там почудилось предупреждение о скорой войне между белыми и чёрными, к которой он стал тут же готовиться. Несмотря на то, что сам Чарли был белым, он верил в победу чёрной расы и решил ей всячески помогать. В его планы входило убийство известных белых, чтобы, как не сложно догадаться, посеять среди белых панику. В августовский вечер 1969 года Мэнсон послал своих свирепых подручных в Голливуд, чтобы они умелыми действиями уменьшили поголовье белых. Банда, состоящая из мужчины и трёх женщин, ворвалась в особняк Полански, когда там его самого не было, но находились Шэрон Тейт и её шестеро друзей. Сама актриса находилась на 9 месяце беременности, но это не остановило других женщин нанести несчастной 16 ударов ножом в брюшную полость. На момент смерти Тейт было 26 лет, сегодня, 24 января 2010 года, ей бы исполнилось 67 лет.
Скандал с малолеткой
Позже смерть жены Полански прокомментирует так: «справляться с несчастьем — всё равно что выжимать тормоз в автомобиле. Это происходит инстинктивно. Либо ты уцелеешь, либо погибнешь». Через два года после того несчастного дня Роман снимает фильм «Китайский квартал» с Джеком Николсоном в главной роли. Между Николсоном и Полански начинается крепкая мужская дружба. Они вместе нажираются до свинячьего визга и снимают девок. В 1977 году, на хате у Джека, Роман кормит
И тут случается невероятное. Проклятые псы из полиции США схватывают Свободного Творца и самым нахальным образом сажают его в кутузку. Казалось бы, как тупые менты могли замахнуться на Великого Режиссёра, который какает зефиром и рыгает амброзией? Но оказывается могут, ибо кормить наркотой и трахать в попу
До 2009 года Полански сидит в родной Франции, которая не выдаёт своих граждан даже страшным американцам. Но в прошлом году Роману захотелось выехать в Швейцарию, где его ловят и сажают по делу
Смерть и девушка
Триллер «Смерть и девушка» Полански снял в 1994 году. Действие происходит в Чили в 1992 году. Бывшие оппозиционеры — Герардо и Паулина (Сигурни Уивер) — живут себе спокойно далеко за городом. Герардо — видный юрист, и занимается преступлениями пиночетовского режима. Паулина, которая пережила застенки чилийского тоталитаризма, обладает рядом психических расстройств, который мешает её нормально жить. Однажды к ним в гости приезжает врач Роберто Миранда (Бен Кингсли), который, по мнению Паулины, пытал её в секретных тюрьмах 25 лет назад. Является ли Миранда преступником, или это всё плод психических расстройств Паулины, зритель узнает только в конце.
«Смерть и девушка» — сильное психологическое произведение. Лично я реально сидел в напряжении весь фильм и гадал — действительно ли Миранда пихал Паулине электроды в одно интересное место или это не он? Сам фильм снят в одной комнате, в кадре только три актёра. Ленту очень легко перенести на сцену и выдать её за спектакль. Но большинство сюжетных поворотов угадывается, а потому больших восторгов испытать нельзя. С точки зрения политики, так фильм вообще слаб. Основная мысль ленты такая — вот как только придут к власти либералы и демократы, так сразу наступит рай на земле. На деле же режиссёру удалось доказать обратное — уж больно смешным выглядел видный либеральный юрист в реальной жизненной ситуации, и уж больно хорошо показано, что
В итоге лента сильна психологически, слаба политически, и абсолютно обычная с точки зрения кино. Смотреть не рекомендую, хотя ничего страшного в кино нет. Сигурни Уивер даже пару раз показывает свои железы, а это уже плюс. По итогам: 7 из 10.
Всего хорошего.