Romain de Tirtoff Арт-деко
![топ 100 блогов](/media/images/li.png)
ЭРТЕ (наст. фамилия и имя Тыртов Роман Петрович) (1892-1990), русский художник, представитель модерна, корифей графического дизайна и знаменитый модельер.
Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в 1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала "Дамские моды". Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р. Жюльена. Составил псевдоним "Эрте" из первых букв имени и фамилии. В 1913-1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П. Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре "Ренессанс"). Заключил контракт с американским журналом "Harper` s базар "(1915), нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал также для журналов "Vogue", "Cosmopolitan", "Женщины` s Home Journal "," Этюд "и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.
Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров - мюзик-холла "Фоли Бержер" (1917-1927), варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией "Метро Голдвин Майер". "Стиль Эрте" - тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий - явился в межвоенный период важным формообразующим моментом "ар деко" (т.е. модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды и массовой культуры). В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.
В поздний свой период Эрте
добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь,
литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы
(беспредметные декоративные композиции из разных материалов).
Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более
широкий круг предметов - от мебели до игральных карт, неизменно
превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же
период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы
суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый
интерес к ар деко `` стимулировал внимание к патриарху стиля: в
книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и
открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в
Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров (Вещи,
которые помню). Последней работой мастера явились эскизы декораций
и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989).
Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990.