Роль школы в воспитании личности

В связи с началом учебного года, хочу с вами обсудить, должна ли школа быть чисто академическим заведением или же ее роль – воспитывать граждан. Некоторые родители не признают школу даже в качестве академического заведения и обучают детей сами, однако это отдельная тема. В большинстве семей дети посещают школу. Отправляя их туда, мы ожидаем, что школа будет их учить? Или учить и воспитывать? Или только воспитывать? Ведь некоторые родители, считают, что академические знания ребенок может приобрести дома, а школа нужна для формирования социальных навыков.
Если доверить школе формирование личности, то в каких пределах? В какие сферы школа вправе вмешиваться, а какие следует считать слишком интимными? Одни родители предпочитают острые темы обсуждать с детьми сами, другие рады, что эту роль взяла на себя школа, третьи в ужасе от того, как именно в школе трактуются эти острые темы. В каждой стране, а зачастую и в каждой школе, своя специфика, тем не менее, многие вопросы вмешательства-невмешательства школы в воспитание их детей понятны большинству родителей, независимо от места жительства. Будет здорово, если прозвучат мнения из разных стран. Мне интересна точка зрения тех, чьи дети учатся (в школе или на дому), или уже отучились, или еще только будут учиться; и тех, у кого нет детей; и тех, кто сам работает в системе образования. Я хочу разделить эту дискуссию на несколько тем, в каждой из которых предложу для обсуждения спорные ситуации, в которых учитель выходил, по мнению родителей, за рамки предмета. А для начала прошу вас ответить на несколько общих вопросов.
А теперь приведу первый, достаточно невинный, пример «странного» разговора в классе.
Пример 1. Национальная обособленность
Учитель литературы читает с восьмиклассниками рассказ о том, как китайской девочке запретили встречаться с итальянским мальчиком, и спрашивает: «А вам родители разрешают заводить бойфрендов/девушек других национальностей?» Это типичный торонтский класс в интеллигентской школе, где учатся подростки самых разных национальностей. Девочка и мальчик в рассказе представляют два «взаимно нейтральных» народа (это не еврейская девочка и арабский мальчик), то есть суть проблемы в том, что родители девочки готовы принять в качестве партнера дочери исключительно выходца из своей национальной общины. Учитель – мужчина англосаксонского происхождения – на первом же уроке рассказал детям, что женат на филиппинской женщине, и показал ее фотографию.
Подходит ли, по-вашему, эта тема для обсуждения на уроке литературы? Правильно ли сформулирован вопрос?
|
</> |