Роковой Т-46

Поначалу всё шло неплохо, танк прошел заводские испытания. Далее прошли войсковые испытания, причём на сей раз машина ездила только на гусеничном ходу. Причина оказалась прозаичной: в связи с поломкой шатуна двигателя проверить танк на колёсах не представилось возможным, поэтому при оценке танка учитывался опыт заводских испытаний. Несмотря на некоторые критические замечания, каких-то кардинальных изменений в конструкцию танка не вносилось. При этом он получился значительно сложнее, а также значительно дороже Т-26. Самый массовый танк Красной Армии стоил 80000 рублей, а Т-46-1 - аж 200000 рублей, дороже БТ.
Официально на вооружение Т-46 приняли 29 февраля 1936 года. Первоначально его должны были запустить в серию в 1936 году, но дальше стали возникать сложности.
К началу 1937 года ситуацию вокруг Т-46 иначе как критической назвать было нельзя. 3 декабря начались испытания серийной машины на заводе №174. За декабрь провели три пробега, при этом с каждым разом число дефектов лишь возрастало. Также в декабре поступило ещё два серийных Т-46, которые также оказались дефектными. Всего же завод построил четыре серийные машины, которые фактически были непригодны к эксплуатации. По состоянию на апрель 1937 года все четыре серийных танка находились в ремонте.
Всё это привело к тому, что прокатился большой террор. По этому поводу есть разные мнения, как тогда, так и сейчас. Например, вот такая докладная записка. Она, правда, не учитывает ряда факторов. Гинзбург, например, не работал на заводе №174, а являлся главным конструктором завода №185. Его тоже арестовали, но потом отпустили. Небезызвестный М.И. Кошкин тоже принимал участие в работе (организация работы со смежниками). Собственно говоря, те, кто свою часть работы выполнил, в основном и не пострадал. Не говоря о том, что именно Гинзбург потом доводил Т-26, на развитие которого завод №174 откровенно забил (за что тоже полетели головы).
А еще следует отметить, что налицо имелось и вредительство, и откровенный меркантильный умысел. Причем некоторые участники всего этого успели перебраться на завод №183 и уже там вести себя ровно так же. В документе как-то опускается факт саботажа со стороны АБТУ. Тот же Бокис явно всё вел к тому, чтобы сорвать выпуск машины. Одним словом, история там была крайне темная. В данном случае просто отправляли Дюфура с должности директора завода.







https://vk.com/wall-132600244_23798
А еще есть крайне интересный момент. Таких вот нейманов и бокисов у нас хватает с избытком. Но их не трогают. Хотя делают они ровно то же самое. Смотришь на всё это с позиции наших дней, и появляется понимание, почему и как всё это происходило. Это не отменяет значительную часть тех, кто попал под раздачу за ложный донос и похожее. Но это и сейчас ровно то же самое. Люди-то не особо поменялись. Тут иногда про расстрелы поднимают тему - не поможет. А вот лет 10-20 с конфискацией имущества - очень даже.
|
</> |