Роковой Раковор
vikond65 — 18.02.2023Ровно 755 лет назад, 18 февраля 1268 года, на территории нынешней Эстонии, у крепости Раковор (местные эсты называли ее Раквере, а немцы - Везенбург) состоялось сражение между русской ратью и войском Ливонского ордена, которое по количеству участников и по потерям значительно превзошло раскрученное пропагандой Ледовое побоище. Однако это сражение в России почти никому не известно. Его нет ни в календаре памятных дат, ни в списке дней воинской славы, ни в школьных учебниках.
И это вполне закономерно, потому что победа в Раковорской битве была далеко не столь блистательной и однозначной, как на льду Чудского озера. К тому же она была куплена ценой огромных потерь, а потому не годилась на роль пропагандистского символа. Поэтому у нас о ней предпочитали не вспоминать. Кстати, немцы уверены, что они эту битву не проиграли, и для этого у них, прямо скажем, тоже есть основания.
Все началось с того, что Господин Великий Новгород и его вассал Псков, не испытавшие ужасов татаро-монгольского нашествия, во второй половине XIII века значительно окрепли, а их знать решила, что пора от обороны перейти к стратегическому наступлению против "псов-рыцарей".
Конечной целью этого контрнаступления был богатый торговый порт Ревель (ныне - Таллин), овладение которым позволило бы новгородским купцам стать полноправными участниками европейской морской торговли. Иными словами, это была первая попытка русских "прорубить окно в Европу", совершенная за сотни лет до Ивана Грозного и Петра Первого.
Ревелем тогда владело Датское королевство, союзниками которого были Ливонский орден и немецкие епископства на территории Прибалтики (Дерптское, Рижское, Гапсальское и т.д.). Все они находились под идейным покровительством римских пап, мечтавших искоренить Православие и распространить свое влияние на всю Восточную Европу.
Подготовку к походу псковичи и новгородцы начали в 1267 году, причем эта подготовка велась как в военном, так и в дипломатическом плане. Им удалось привлечь на свою сторону переяславского князя Дмитрия Александровича и тверского князя Михаила Ярославича, которые согласились участвовать в войне со своими дружинами.
Благодаря их участию новгородскому князю Юрию Андреевичу и псковскому князю Довмонту (выходцу из Литвы) удалось собрать очень крупное по тем временам войско численностью до 30 тысяч ратников. Однако серьезным недостатком этого войска было отсутствие единоначалия. Каждый из князей командовал своими людьми самостоятельно и отказывался подчиняться приказам других князей.
Единого лидера выбрать так и не удалось, а назначить его никто не мог. Таким образом, повторялась злосчастная история похода трех князей против татаро-монголов на Калку, закончившаяся сокрушительным разгромом русского войска. В 1268-м разгрома удалось избежать, но и уверенной победы не получилось.
Еще одной серьезной проблемой стало то, что Ревель уже тогда представлял собой мощную каменную крепость с толстыми стенами и высокими башнями. Взять ее штурмом без применения стенобитных орудий было крайне проблематично. И почти столь же мощной крепостью являлся стоявший на полпути к Ревелю замок Раковор. Его требовалось захватить в первую очередь, чтобы обеспечить безопасность коммуникаций.
Но новгородцы - народ смекалистый и они быстро наладили производство осадных машин. Вот, что дословно пишет об этом Воскресенская летопись (гусары, молчать!). "И изыскаша мастера порочныя, и начаша чинити порокы, а князи начали совокуплятися со многою силою".
В переводе на современнный русский язык это означает, что были найдены механики, которые начали делать осадные машины (по-старорусски - пороки или порокы), а князья объединили свои многочисленные войска. Неизвестно, что это были за "порокы", но скорее всего - пращевые камнеметы, вроде фрондибол, онагров и требушетов. Впрочем, не исключено, что речь идет о таранах.
Как бы там ни было, а 23 января 1268 года объединенное русское войско с большим обозом, в котором были не только съестные припасы, но и осадныый парк, выступило из Новгорода в направлении Раковора и вскоре форсировало реку Нарва, вступив в датские владения.
На заставке - пешие псковско-новгородские ратники XIII-XIV веков. Реконструкция по старинным фрескам и книжным миниатюрам.
Политическая карта Прибалтики на момент Раковорской битвы.
Продолжение следует.
|
</> |