Рождественское, или к вопросу о том, виновата ли жертва

топ 100 блогов 64vlad07.01.2013 Праздник навевает иной раз любопытные сравнения. Вообще, мы живём в стране парадоксов. Празднуем Новый год по григорианскому стилю, как европейцы, а Рождество - по юлианскому, как в старорусские времена. И мало кого смущает трескать мясо и напиваться в Рождественский пост, а потом праздновать Рождество. Вот и рождественскую ёлку, искореняемую на государственном уровне до конца 30-х годов как "пережиток религиозного дурмана", те же коммунисты потом вполне успешно приспособили под свой Новый год, но уже без младенца Христа и с пятиконечной звездой - и ведь прижилось. Почти каждая женщина сейчас заходит на праздник в церковь и презирает всё "совдеповское" - а попробуй не поздравь её с совдеповским праздником 8-е марта, опять же приходящимся на Великий пост, так ведь обидится.
Но самый большой парадокс в том, что у нас всегда виноват в наших бедах кто-то, но не мы. Намедни один виртуальный "френд" язвительно прокомментировал в одном из моих давних постов (речь шла об ответственности за русскую революцию), что у меня-де путинская манера сваливать вину с палача на жертву: дескать, "по-путински, сел на 15 суток - сам виноват, не надо было ходить на митинг" и т.п. На самом деле я далёк от уравнивания вины мошенника и обманутого им "лоха", но так ли совсем невиновен и сам обманутый, позволивший себя обмануть (особенно если его предупреждали)? Аркадий Тимофеевич Аверченко был на сей счёт иного мнения, и я приведу этот замечательный короткий рассказ целиком:
Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина (1920 г., наиболее красочные места выделены мной - В.Х.).
"Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина кровопийцы подённую плату за 9 часов работы — всего два с полтиной!!! «Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью... — И жрать хочется, и выпить охота, и подмётки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра... Эх, ты жизнь наша распрокаторжная!!». Зашёл к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток.
— Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..». Пошёл и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошёлся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.
— За что же, за что... — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликёры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу... О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы пожили по-человечески!..
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою подённую плату за вторник: всего 2700 рублей. «Что ж я с ними сделаю, - горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!». Зашёл Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на улицу с четырьмя сиротливыми сторублёвками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых... Приценился к десятку папирос, плюнул и отошёл. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать... и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.
— Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам всё, а нам ничего... Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пёс какой, должен жевать чёрствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним всё, другим — ничего?..
Эх, Пантелей, Пантелей... Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!..".
Как видим, трезвому человеку и тогда это было ясно. Немцы не зря приняли тезис о коллективной ответственности своего народа за нацизм и Вторую мировую войну. А мы и сегодня спорим о том, кто виноват в наших бедах - большевики ли, евреи ли? - забывая о том, что виноваты и власть предержащая, допустившая в предреволюционные годы серию непростительных ошибок, и русская интеллигенция, без малого столетие упорно раскачивавшая лодку, в которой сидела, и сам народ, с лёгкостью необыкновенной усвоивший внушённое большевиками "Бога нет, и мы - первые". И об этом, кстати, писал Аркадий Тимофеич в другом своём рассказе "Наваждение": "Сидел Спирька-шорник у себя в мастерской, мирно работал, никого не трогал - явились к нему: - Брось, дурак, работу - мы тебя главкомвоенмором сделаем. Грабь награбленное! - А ежели Бог накажет? - Эва! Да ведь Бога-то нет. - А начальство? - Раков в речке кормит. - Да как же, наша матушка Расея... - Нету матушки Расеи. Есть батюшка Интернационал. - Да ну! Комиссия отца Денисия! - Ну, брат, теперь комиссия без отца Денисия. Аки плод на древе, красуется колеблемый ветром отец Денисий... Крякнул только Спирька, натянул на лохматую голову шапчонку и, замурлыкав пророческий псалом: "Эх, яблочко...куда котишься?" - пошел служить в комиссию без отца Денисия. Покатился".
Что же касается прочего - с Рождеством Христовым, православные!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Это сейчас так называемые хрущевки хают и грозятся сровнять с землей. А 50 лет назад эти приземистые дома спасли страну от мощнейшего жилищного кризиса. Да и с эстетической точки зрения новенькие пятиэтажки были несоизмеримо более привлекательны, чем удручающие бараки, в которых ...
(снимок с мамой Лиды, сделан мной  в ленинградской коммуналке (20 мая 1995 года) там же и родилась будущая народная артистка- 25 сентября 1938 года Кухня семь метров, длиннющий коридор, который позже Василий Макарыч назовет "Невский проспект" и… 44 человека соседей. Лида ...
«Святые девяностые». Часть 1. 1991 «Святые девяностые». Часть 2. 1992. Осетино-ингушский конфликт «Святые девяностые». Часть 2. 1992. Осетино-ингушский конфликт. Вып 2 «Святые девяностые». Часть 3. 1992 «Святые девяностые». Часть 3. 1992. Вып.2 «Святые девяностые». Часть 3. ...
Данный опрос спровоцирован удачным тест-полетом SpaceX Spaceship. Допустим, решен вопрос транспортировки на Марс - материалов, роботототехники, и (в перспективе) людей-колонистов. До прилета колонистов, роботизированным методом строятся поселки - примерно вот так (HASSELL + EOC presents ...
Итак, сегодня в честь зарплаты в Ирк.ру решили отобедать свиной рулькой. Долго выбирали, сверяли цены и в итоге остановились на ресторане "Рауш". Оформили заказ на 1270 рублей - свиная рулька и "Цезарь" с семгой. Доставку нам пообещали бесплатную. ...