Рождественское, или к вопросу о том, виновата ли жертва

Но самый большой парадокс в том, что у нас всегда виноват в наших бедах кто-то, но не мы. Намедни один виртуальный "френд" язвительно прокомментировал в одном из моих давних постов (речь шла об ответственности за русскую революцию), что у меня-де путинская манера сваливать вину с палача на жертву: дескать, "по-путински, сел на 15 суток - сам виноват, не надо было ходить на митинг" и т.п. На самом деле я далёк от уравнивания вины мошенника и обманутого им "лоха", но так ли совсем невиновен и сам обманутый, позволивший себя обмануть (особенно если его предупреждали)? Аркадий Тимофеевич Аверченко был на сей счёт иного мнения, и я приведу этот замечательный короткий рассказ целиком:
Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина (1920 г., наиболее красочные места выделены мной - В.Х.).
"Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина кровопийцы подённую плату за 9 часов работы — всего два с полтиной!!! «Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью... — И жрать хочется, и выпить охота, и подмётки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра... Эх, ты жизнь наша распрокаторжная!!». Зашёл к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток.
— Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..». Пошёл и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошёлся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.
— За что же, за что... — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликёры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу... О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы пожили по-человечески!..
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою подённую плату за вторник: всего 2700 рублей. «Что ж я с ними сделаю, - горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!». Зашёл Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на улицу с четырьмя сиротливыми сторублёвками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых... Приценился к десятку папирос, плюнул и отошёл. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать... и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.
— Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам всё, а нам ничего... Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пёс какой, должен жевать чёрствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним всё, другим — ничего?..
Эх, Пантелей, Пантелей... Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!..".
Как видим, трезвому человеку и тогда это было ясно. Немцы не зря приняли тезис о коллективной ответственности своего народа за нацизм и Вторую мировую войну. А мы и сегодня спорим о том, кто виноват в наших бедах - большевики ли, евреи ли? - забывая о том, что виноваты и власть предержащая, допустившая в предреволюционные годы серию непростительных ошибок, и русская интеллигенция, без малого столетие упорно раскачивавшая лодку, в которой сидела, и сам народ, с лёгкостью необыкновенной усвоивший внушённое большевиками "Бога нет, и мы - первые". И об этом, кстати, писал Аркадий Тимофеич в другом своём рассказе "Наваждение": "Сидел Спирька-шорник у себя в мастерской, мирно работал, никого не трогал - явились к нему: - Брось, дурак, работу - мы тебя главкомвоенмором сделаем. Грабь награбленное! - А ежели Бог накажет? - Эва! Да ведь Бога-то нет. - А начальство? - Раков в речке кормит. - Да как же, наша матушка Расея... - Нету матушки Расеи. Есть батюшка Интернационал. - Да ну! Комиссия отца Денисия! - Ну, брат, теперь комиссия без отца Денисия. Аки плод на древе, красуется колеблемый ветром отец Денисий... Крякнул только Спирька, натянул на лохматую голову шапчонку и, замурлыкав пророческий псалом: "Эх, яблочко...куда котишься?" - пошел служить в комиссию без отца Денисия. Покатился".
Что же касается прочего - с Рождеством Христовым, православные!