Рождение триплана
vikond65 — 05.09.2023Ровно 115 лет назад, 5 сентября 1908 года, впервые взлетел аэроплан французского изобретателя Амбруаза Гупи (Goupy). Решив, что три крыла - всяко лучше, чем два или одно, он спроектировал первый в мире триплан. Точнее, пентаплан, поскольку хвостовое оперение аэроплана имело бипланную схему и несущий профиль, то есть могло расматриваться как дополнительная пара крыльев.
Одновременно это был первый успешно летавший аэроплан с тянущим винтом и двигателем, установленным в носу фюзеляжа, а также - один из первых двухместных аэропланов. Поскольку собственного авиазавода и даже мастерской у Гупи не было, самолет по его чертежам построила фирма "Вуазен".
Впрочем, летал он довольно неустойчиво и с трудом выполнял развороты, так как на нем отсутствовала система управления креном. Совершить полный вираж Гупи так и не удалось, а потому назначенную французским аэроклубом премию за полет по замкнутому маршруту он не получил. Дальнейшего развития эта конструкция не имела, хотя, в годы Первой мировой войны о трипланах вспомнили и сделали по этой аэродинамической схеме немало боевых самолетов, самым известным из которых стал германский истребитель "Фоккер" Dr.I, он же "Фоккер-Драйдеккер". Но это уже совсем другая история.
Французская почтовая открытка с аэропланом Гупи.
"Гупи" после переделки с уменьшенным размахом и трипланным оперением.
"Фоккер" Dr.I
|
</> |