Рожава. 21.12.2018
colonelcassad — 21.12.20181. Курдские формирования крайне негативно восприняли информацию о выводе американских войск из Рожавы. Медийные ресурсы SDF/YPG призывают к военной мобилизации для отпора турецкой армии, а также к массовым протестным манифестациям как на территории Рожавы, так и на территории Евросоюза. Одновременно с этим начались переговоры с Дамаском о возможном переходе курдов под власть возлюбленного Асада. Помимо ранее озвученного варианта с размещением сирийских войск на границе, идут переговоры о передаче под контроль Дамаска нефтяных полей Восточного Дейр-эз-Зора в рамках предварительных договоренностей, которые были достигнуты несколько месяцев назад, но заблокированы США оказавших давление на племенных вождей региона. Помимо этого SDF предлагает передать Манбидж Асаду, если тот гарантирует местное самоуправление. По сути, курды пытаются выдвигать Асаду те же условия, которые выдвигали перед вторжением Турции в Африн - граница + допуск САА и мухабарата в Африн в обмен на местное самоуправление. Тогда на этих условиях не договорились. Тут скорее от Асада уже зависит - будет ли он дожимать курдов или даст им возможность получить хоть что-то. Также сообщается, что ведется подготовка к срочному визиту делегации SDF в Москву.
2.CENTCOM по закрытым каналам уже передал турецким военным информацию о дислокации основных контингентов и баз американских войск на территории Рожавы для того, чтобы турецкие военные в случае военных действий не наносили удары по районам сосредоточения войск коалиции.
Участники коалиции, а также страны НАТО (за исключением Турции), выразили недоумение по поводу того, что США выводят войска никого не информируя об этом заранее. Для Франции, имеющей 2-й по численности, после американского, контингент в Рожаве, вывод войск гегемона также стал неприятным сюрпризом.
Останется ли Франция в Сирии при уходе США, загадка. Руководство SDF также обратилось к французам с просьбой не уходить. Турция получив желаемые обязательства США вывести войска, заявила, что операция безусловно состоится, но будет доработана (читай, перенесена, что дает курдам некоторое время на решение вопросов с Асадом) в интересах координации усилий с США и их союзниками. По заявлению Эрдогана, соглашаясь на вывод войск, Трамп попросил Эрдогана разобраться с остатками ИГИЛ в Северной Сирии, чем Эрдоган намерен заняться. Кроме того, Турция проводит мероприятия по объединению протурецких политических и племенных структур в Азазе, с прицелом на процесс межсирийского урегулирования и вытеснение SDF с территорий к востоку от Евфрата, где Эрдогану уже понадобятся не столько военные, а скорее военно-политические структуры для торга с Москвой, Тегераном и Дамаском.
3. Часть контингентов SDF уже сняты с фронта в районе Хаджина и перебрасывается к Таль-Абъяду, Кобани и другим городам и поселкам на границе с Турцией Инженерные мероприятия на текущий момент сводятся к сооружению полевых фортификаций (траншеи полного профиля, блиндажи, подземные переходы на окраинах городов). Нехватка мин затрудняет эффективную постановку минных полей на танкоопасных направлениях. С военной точки зрения перспективы курдов выглядят безрадостно - даже имея довольно много легкой пехоты, курды вынуждены обороняться на очень широком фронте, в то время как Турция имеет возможность выбирать направления удара и концентрировать войска, создавая многократное превосходство в живой силе и технике на направлении удара, имея подавляющее превосходство в артиллерии, танках, ББМ, вертолетах и авиации. В случае начала операции в Рожаве, удержать позиционный фронт курдам будет весьма затруднительно и часть сил очень быстро окажется запертой в городах.
4. Заявления США усилили брожения среди местного арабского населения в Ракке, Табке, Аль-Шаддади и ряде других населенных пунктов, где населения саботирует попытки руководства SDF проводить добровольно-принудительную мобилизацию (весьма вероятно, что внутренняя напряженность культивируется как сирийскими, так и турецкими спецслужбами). При реализации турецких планов вторжения, в ряде населенных пунктов можно ожидать "народных восстаний" с целью ликвидации курдских администраций и заменой их либо на "про-сирийские", либо на "туркоманские/арабские", которые будут дополнены действиями сирийских и турецких спецслужб по подрыву администраций образованных в период американской оккупации.
5. Попытки миссии МакГерка (осуществлялась за несколько дней до объявления о выводе сотрудников Госдепартаменте) договориться о переправке контингента в 4 500 человек Пешмерги из района Эрбиля на границу Сирии и Турции зашли в тупик по причине внутренних противоречий между кланом Барзани и курдами Рожавы, которые обвиняют Барзани в сотрудничестве с Турцией. Инсайдеры уверяют, что Барзани был готов выделить символические 500 человек, что не устроило США, которые изыскивали возможность образовать полноценный силовой буфер на границе между турецкой армией и структурами PYD/YPG., что также повлияло на решение Трампа о выводе войск. Иракские источники предполагают, что попытки США оперетеся на Пешмергу были саботированы Ираком и Ираном, оказавших давление на иракских курдов, дабы те не влезали в американские авантюры в Сирии.
6. Медиаструктуры Рабочей Партии Курдистана заявляют о готовности продолжать войну с Турцией и в случае вторжения в Рожаву, что дополнит как партизанские операции на территории самой Турции, так и партизанские операции в Африне (где протурецкие боевики несут ощутимые потери и не могут полноценно задавить курдское сопротивление), так и на территории северного Ирака (Кандиль, Синджар). Турция в ответ заявляет, что она не претендует на сирийские территории, а будет заниматься только и исключительного ликвидацией курдского и игиловского терроризма. В ответ на угрозы курдов, Хулуси Акар заявил, что Турция знает про курдские тоннели и окопы в Рожаве и именно в них курдских террористов и похоронит.
7. Проблемы с погранпереходами из Ирака в Сирию (что привело к массовым курдским протестам на границе) являются результатом новой линии иракского правительства направленной на постепенное выдавливание США с территории Сирии (что является частью договоренности между шиитским блоком Аль-Амири/Мухандис и блоком Ас-Садра). Культивация экономических проблем в Рожаве через блокирование пограничных переходов (включая Фейш-Хабур) служит демонстрацией возможности Ирана влиять на иракскую политику в контексте конфликта с США. Назначение советником по нац.безопасности Ирака Аль-Файяда (один из лоббистов Багдадского Информационного Центра) указывает на очень высокий уровень влияния Тегерана на кадровые вопросы нового иракского правительства, которое действует в благоприятном для Ирана ключе, в том числе и в курдском вопросе, на который Иран влияет как через шиитский блок, так и через ориентированную на Иран часть курдов во главе с кланом Талабани.
8. Части 5-го штурмового корпуса и другие подразделения САА усиливают свое присутствие в провинции Дейр-эз-Зор в интересах потенциальных операций на восточном берегу Евфрата. Также наблюдается усиление активности иранских прокси. Ликвидация американского зонтика в Северной Сирии открывает для Дамаска чудесные возможности для дальнейшего восстановления контроля над территорией Сирии. Ожидается, что в ходе предстоящего визита президента Ирака в Дамаск будет обсуждаться и ситуация на границе Ирака и Сирии, где сирийцы и иракцы уже взаимодействуют как по линии оборонных ведомств и разведслужб, так и по линии иранских прокси по обе стороны границы. Также стоит ожидать усиления контртеррористических операций в районе Абу-Кемаля и в провинции Анбар.
В целом, заявление Трампа разрушило сложившийся статус-кво и курды внезапно осознали новую для себя реальность, где их время стремительно истекает. Активизация контактов с Дамаском и Москвой шаг в правильном направлении и тут уже многое зависит от договороспособности курдов. Упорствование в своих заблуждениях приведет к повторению ситуации с Африном. Сейчас они еще могут повлиять на свою судьбу. Если турецкая операция состоится, их судьбу уже будут решать другие.
|
</> |