«Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Мы возмущаемся при виде детей, которые не выпускают из рук телефон или планшет. А сами в этот момент украдкой читаем почту. Современные родители общаются со своими детьми чуть ли не больше, чем за всю историю родительства (да!), но это общение теряет в качестве. Физически отцы и матери рядом с детьми, а эмоционально находятся где-то далеко.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
Исследования показывают, что сейчас матери уделяют детям больше времени и внимания, чем, скажем, в 60-е годы прошлого века. Это немного парадокс, учитывая, что все больше женщин активно работает. Второй парадокс в том, что качество не определяет количество: эмоциональное вовлечение родителей при этом падает. В чем же проблема? Отчасти в том, что все мы, дети и родители, стали тотально зависимы от смартфонов и других гаджетов.
Традиционно принято считать, что проблема смартфонов касается в первую очередь того, что они оказываются в руках у детей. Сегодня многие дошкольники проводят с гаджетом в руках более четырёх часов. Начиная с 1970 года, средний возраст регулярного присутствия в жизни детей активного «экрана» (от телевизоров и до смартфонов) изменился с 4 лет до 4 месяцев.
Анализируя риски, специалисты сходятся на том, что время, которое дети тратят на гаджеты, вычитается из того, что нужно детям для «освоения» мира вокруг себя, других людей, отношений.
![«Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания» «Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания»](/images/main/roditeli-s-gadjetami-v-rukah-odna-iz-hudshih-modeley-vospitaniya-3c2be8.jpg?from=https://image.mel.fm/i/f/fRv049qGmY/590.png)
Тем не менее, за всеми разговорами о времени, которое дети проводят в гаджетах, мало внимания уделяется самим родителям. Специалисты по раннему развитию утверждают, что ежедневное использование смартфонов серьёзно влияет на эмоциональное взаимодействие между родителями и их ребёнком из-за фактора «длительного прерванного внимания». Проще говоря, вместо эмпатии и принятия ребенка родители общаются с ними в отрывистой интерактивной манере.
Педиатры говорят, что в развитии ребёнка огромную роль играет эмоциально-отзывчивый стиль общения с ним родителей. Интонации, последовательности, целостность разговора. Смартфоны ломают именно эту модель. Профессор Темпльского университета Кэти Хирш-Пасек отмечает, что дети не могут полноценно воспринимать информацию, если родители постоянно прерывают беседу ради комментария в соцсети или обновления в новостной ленте.
Хирш-Пасек организовала эксперимент, в ходе которого матерям нужно было научить детей нескольким словам. Участникам раздали мобильные телефоны и затем звонили на них. Каждый раз, когда матери прерывались ради ответа на звонок, дети не могли запомнить нужное слово. В случае, если матери игнорировали звонящего, дети с лёгкостью запоминали новый для них материал.
![«Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания» «Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания»](/images/main/roditeli-s-gadjetami-v-rukah-odna-iz-hudshih-modeley-vospitaniya-231c65.jpg?from=https://image.mel.fm/i/r/rf7OmuIlpi/590.png)
Другой эксперимент был проведён с участием девятимесячных младенцев — в течение нескольких часов детей учили различать фонетические особенности китайского языка. И если малыши, которые обучались в присутствии учителя, справились с этой задачей, то дети, получавшие ту же информацию из видеозаписи — нет.
Потребности взрослых и детей, а тем более их желания, трудно и даже невозможно держать в балансе. Довольно наивно полагать, что дети должны быть непоколебимым центром родительского внимания. Взрослые всегда давали возможность малышам самостоятельно развлекать себя: сажали в манеж и просто оставляли наедине с коробкой игрушек.
Отвлекаться от ежедневного общения с ребёнком можно и нужно, но это совсем не то же самое, что игнорировать его во время общения
Для многих родителей получается, что ребёнок менее ценен, чем сообщение в мессенджере. Зависимость от смартфона делает взрослых раздражительными: если ребёнок вдруг прерывает их во время переписки, они злятся, в то время как малыш лишь требует полагающуюся ему долю внимания.
Из-за этого возникают и многочисленные обвинения маленьких детей в склонности к манипуляциям. На самом деле, то, в чем взрослые видят манипуляцию, часто просто попытка добиться внимания любой ценой.
![«Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания» «Родители с гаджетами в руках — одна из худших моделей воспитания»](/images/main/roditeli-s-gadjetami-v-rukah-odna-iz-hudshih-modeley-vospitaniya-ac5b99.jpg?from=https://image.mel.fm/i/S/SjR7rtpgXP/590.png)
Это, возможно, одна из худших моделей воспитания в истории: родители присутствуют в жизни ребёнка физически, однако отсутствуют эмоционально.
Подобная тенденция усугубляется современной системой раннего развития: детей буквально пичкают знаниями без активного взаимодействия между учителем и его группой.
И всё-таки нежелательных последствий можно избежать, если во время игры и обучения поставить смартфон на беззвучный режим, отложить его в сторону и полностью сосредоточиться на общении с ребёнком. Не менее полезно это и самим взрослым во имя самих себя. Мы слишком часто доказываем себе, что можем быть доступны для всех и всегда. И всегда будем все успевать — отвечать на сообщения и заказывать туалетную бумагу разом. Но при этом мы не столько все успеваем, сколько оказываемся в бесконечной цифровой центрифуге, выжаты как лимон.
Оригинал текста: The Dangers of Distracted Parenting
Перевод: Наташа Астафьева
Иллюстрации: Shutterstock (Ira Yapanda)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
«Если ребёнок несчастен, он сделает жизнь взрослых невыносимой»
8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании
Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
|
</> |