Роберто Бартини – гений из «шараги» и прототип Воланда

топ 100 блогов prajt22.09.2024 Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился бы с авиаконструктором Роберто Бартини.

Имя Роберто Бартини знакомо не многим, хотя он был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв считал его своим учителем. Бартини называли вторым Тесла и русским Леонардо, гением предвидения и визитёром из пятого измерения. Его идеи так сильно опередили время, что только сейчас становится очевидной вся мощь его гения. Вот несколько удивительный фактов из его фантастической биографии.

Роберто Бартини – гений из «шараги» и прототип Воланда



Его усыновил собственный отец

Роберто Бартини родился на Адриатике в 1897 году в семье губернатора провинции Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини. Его мать, некая молодая дворянка, состояла во внебрачной связи с Лодовико и, родив ребёнка, подкинула его садовнику барона.

Малыш прожил в семье садовника три года, пока не попался на глаза законной жене барона. Она была бездетна, ей понравился смышлёный малыш, и она уговорила мужа взять Роберто на воспитание. Так Лодовико Ороса ди Бартини усыновил собственного сына.

Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями — он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.

В 1912 году Роберто, будучи уже гимназистом, увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили его воображение и перевернули судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.

Барон дал своему сыну блестящее образование, никогда ни в чём не отказывал, а когда Роберто увлёкся авиацией, подарил ему аэроплан.

Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР

Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.

Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.

Когда умер отец, Роберто получил в наследство дом в Риме и 10 миллионов долларов и тут же передал всё это международной организации помощи борцам революции.

После фашистского переворота в 1922 году жизнь Бартини оказалась под угрозой и товарищи по партии помогли ему перебраться в молодую советскую страну. Доставкой «красного барона» в СССР занимались агенты Коминтерна. Его путь пролёг из Италии через Швейцарию, Германию и Польшу в Петроград, а оттуда в Москву.

В России из барона Роберто Ороса ди Бартини он превратился в авиационного конструктора Роберта Людвиговича.

Своё первое советское жильё бывший аристократ и миллионер получил в старом доме в Мерзляковском переулке — крохотная комнатка с окнами на уровне земли: стол, стул, тумбочка и аптечка на стене. Впрочем, быт его не волновал.

На улицах Москвы он выглядел довольно экзотично, прохожие оглядывались на красавца с римским точёным профилем и иссиня-чёрными волосами. От Италии остался серый берет («лихо заломленный на ухо») и белоснежный шарф, а на единственном галстуке, который он завязывал по южной моде свободно, красовалась какая-то необычная заколка с прозрачным камушком.

Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет

Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и ... исчез, как будто расплылся по взлётной полосе.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому, совершил посадку, выключил двигатель и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.

Когда Бартини спрашивали о его участии в этом проекте, он обычно отвечал: «Я консультировал разработчиков по отдельным вопросам». Ну как тут не вспомнить мессира Воланда — иностранного консультанта по чёрной магии.

В 1932 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, были начаты проектные работы по самолёту Сталь-6, на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. Осенью 1935 года был там же был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч.
Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.

Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени — высокоскоростных и способных преодолевать большие расстояния. Ни один из проектов не был принят в производство. Американцы сделали самолёт с похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.

Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.

Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым – и это в 1942 году!

14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили
обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки», Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах».
Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.

В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже, разумеется, осуждённого «тройкой»). Очевидцы рассказывают, что стиль работы конструктора был очень необычным. Он мог несколько часов сидеть с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.

Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии.


Лаврентий Павлович Берия

Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.

Берия ответил:

Мы это знаем. Вот сделаете перехватчик — и мы вас освободим.
У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в места заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».

В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором

Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»

Не уследили. Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14.


ВВА-14,построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино

Рассказывают, что когда самолёт был построен, Бартини шёл к нему по взлётному полю и плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью.

Бартини разработал теорию шестимерного мира

В 1956 году «красного барона» полностью реабилитированы. Он был единственным авиаконструктором, отсидевшим «от звонка до звонка».

В апреле 1957 года его откомандировали ОКБС МАП в Люберцах. Здесь под руководством Бартини до 1961 года было разработано 5 проектов самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения. Работа над всеми этими проектами была прекращена после снятия с должности Министра обороны СССР Маршала Жукова, который покровительствовал конструктору.

Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов.

Интересно, что конструирование самолётов Бартини считал всего лишь ремеслом, а делом своей жизни — теоретическую физику. Мы обходимся четырьмя измерениями, но во вселенной Бартини их было шесть – три измерения пространства и три – времени. Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини».

Роберто Бартини считал, что изменяя пространство, можно изменить и время — и наоборот.

"Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом."
Роберто Бартини

Говорят, в начале 30-х годов Бартини вёл тайный литературный кружок, куда входили Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц и, конечно, Михаил Булгаков. На заседаниях кружка Бартини рассказывал о трёхмерном времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим.

В Москве Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. В ней он оборудовал комнату для медитаций. На потолке в было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а ниже — как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце. В медитациях он уходил куда-то к источнику своих безумных идей.

Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей. Его жена, сын и три внука жили отдельно — во первых, существовать в этом хаосе было невозможно, а, во-вторых, Бартини любил работать один.

***

Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.

Он умер за письменном столом.

14 мая 1997 года в Таганрогском конструкторском бюро, в котором когда-то работал Бартини, отмечали столетие со дня его рождения. В этот же день последнюю из сконструированных им «амфибий» отвезли на свалку и разрезали на металлолом.


https://astori-18.livejournal.com/1717393.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Они говорили: “Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали ...
Ну и поболтать Мне, кажется, что наступит время и людям не придется выходить из дома. Я в ужасе от этой мысли и поэтому почти каждый день бегаю в спорт зал, чтобы хоть как то себя развлечь. Для меня одна из огромных проблем своего дела это даже не самоорганизация, а борьба с собой за ...
Сегодня слышал по радио, что в такую жару целый бак бензина заливать нельзя, тк он сразу там расширяется под такой температурой ну а дальше как повезет, в моске, как они сказали, каждый день горят по 3-4 машины из за этой ситуации... что вы думаете на ...
Ших-мурза Окоцкий и князь Григорий Засекин Редко какой русский воевода XVI столетия удостаивался сразу двух памятников – в Самаре и Волгограде, а мог быть ещё третий – в Саратове. Однако, Саратов по каким-то причинам до сих пор не поставил памятник своему основателю. ...
???????????????? Второй день трехдневных выходных. ЗЫ. Сегодня передачи "Что делать?" не будет. Следующий выпуск - он же финальный в этом сезоне - 19 июня, в следующее ...