"Ржавые ракеты и ржавые АПЛ".

В конце прошлого года «Владимир Мономах» не выполнил задачи. Выпущенные по полигону Кура на Камчатке две стратегические ракеты поставленной цели не достигли.
Лодки 955-го проекта типа «Борей» — будущее флота. Основной элемент морской составляющей ядерной триады. В перспективе восемь таких субмарин заменят собой корабли предыдущего поколения — проекта 667 БДРМ типа «Дельфин». Залповые испытания — ключевой момент боеготовности морских стратегических ядерных сил.
Каждое из них — подтверждение способности атомного подводного крейсера к запуску 16 межконтинентальных ракет с глубины 50 м прямо на ходу при волнении моря 6–7 баллов. То есть возможность выполнения своей прямой миссии — нанести ядерный удар.
Во времена СССР таких пусков было всего три. Все эти операции носили кодовое название «Бегемот». Последний раз такая стрельба проводилась атомным подводным крейсером 667 БДРМ типа «Дельфин», носящим имя К-407 «Новомосковск», под командованием капитана 2-го ранга Сергея Егорова в августе 1991 года. Тогда ракетоносец всего за 1,5 минуты полностью выпустил весь боезапас баллистических ракет РСМ-54 «Скиф», которые в назначенное время поразили условные цели на полигоне Кура на Камчатке.
Испытание ракет морского базирования в боевых условиях в отличие от одиночного пуска требует специальной выучки и квалификации экипажа. Главная опасность — это поступление забортной воды, заполняющей пустеющие после выхода ракет шахты. «Скиф» весит 40 т. Фактически за полторы минуты «Новомосковск» принял в себя 640 т воды. Из-за чего он провалился с глубины 50 м до 100 м. Экипаж лодки не только компенсировал это «падение», но и не дал лодке накрениться на нос или корму, из-за чего пуски последующих ракет были бы невозможны. При этом всё происходило в процессе движения лодки.
В 2011 году «Бегемот» отработал крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий». Лодка вышла с полным боекомплектом баллистических ракет «Булава». Но произвела пуск всего двух из них. Как объяснили «Известиям» в Минобороны, принципиальным было не то, что надо выпустить весь боекомплект, а именно «неизвестность» для экипажа, промышленности, какие именно из 16 ракет субмарины получат приказ на боевое применение. Этим залпом была прервана цепочка неудач, связанных с испытаниями новой морской баллистической ракеты. Из 24 пусков только 15 были признаны успешными.
В конце прошлого года экзамен на профпригодность должен был сдавать «Владимир Мономах». По данным «Известий», корабль произвел залп двумя МБР из подводного положения. Однако результаты стрельбы оказались далеки от идеальных: одна из ракет самоликвидировалась, вторая достигла полигона Кура, но не «сдала зачет» по точности. В результате разбора «полетов» весь оставшийся боекомплект крейсера был отправлен в Воткинск на завод-изготовитель для выяснения причин произошедшего. Как впоследствии выяснила Госкомиссия, причиной неудачи стал производственный брак. К кораблям и их системам пуска ракет у военных вопросов якобы не возникло.
via
|
</> |