Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества

топ 100 блогов olgina6720.12.2022 Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
День пятый и последний наших римских каникул показался невероятно длинным. Уже основательно поустали, но впереди маячил последний пункт нашей сегодняшенй обязательной программы , а посему - вперед, мои дохлые румыны. Какой-то очередной автобус привез нас к месту сбора очередной группы и это оказалось именно в том месте, которого не хватало в нашей копилке. Мы вышли на яркой, всегда многолюдной, многогранной и прекрасной площади Венеция.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Пьяцца Венеция — площадь, названная так по одноимённому палаццо Венеция. Она расположена у подножия Капитолия и недалеко от Римского форума. Это место ещё во времена Римской республики было важным транспортным пунктом, здесь пересекались Фламиниева дорога с Сервиевой стеной (Porta Fontinalis). В наше время здесь пересекаются улицы Корсо, Плебисчито и Цезара Баттисты. В XV веке венецианский кардинал Пьетро Барбо (позднее папа Павел II) построил дворец, где после 1567 года размещалось посольство Венецианской республики. В 1660 году было построено палаццо Д’Асте, переименованное в палаццо Бонапарте, когда там обосновалась «Мадам-Мать». В 1906 году итальянское правительство решило расчистить площадь перед монументом королю Виктору Эммануилу II и многие постройки были снесены. По проекту архитектора Джузеппе Саккони при участии Камилло Пиструччи для Генерального консульства Венеции построили новое здание в неоренессансном стиле напротив Палаццо Венеция (Palazzo delle Assicurazioni Generali di Venezia) с точно такой же квадратной башней. В результате Площадь Венеции  оказалась обрамлённой двумя абсолютно симметричными по композиции (но различающимися по стилю) зданиями. Это было новшеством в градостроительном искусстве Италии того времени В 2009, во время раскопок для строительства линии С римского метрополитена, посреди площади были найдены остатки так называемого Афинеума императора Адриана.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества   Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
От Адриана, как мы знаем, и до Траяна недалеко во всех смыслах. Колонна Траянаколонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Триумф императора запечатлён в форме скульптурного декора площади, изображающего дакийцев и военные трофеи, а также в форме рельефов колонны Траяна, повествующих о завоевании Дакии. Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая к залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни. Во время оккупации Италии Францией в эпоху наполеоновских войн был проект разобрать её и перевезти в Париж в качестве военного трофея в числе других конфискованных французами культурных ценностей. Так, эмиссар Дону находящийся в Риме, писал одному из членов Директории Ла Ревельеру в марте 1798 года: «Говорят, что вы отказались от мысли перевезти колонну Траяна; по правде сказать, это предприятие обошлось бы нам очень дорого». Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур в 155 сценах. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и другие. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Чуть отвернешься от колонны Траяна - и неминуемо утонешь в белых кружевах алтаря Отечества, огромном здании Витториано. Римляне иногда зло шутят, называя сооружение пишущей машинкой, на которую оно совершенно не похоже.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Витторианомонумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II (Monumento Nazionale a Vittorio Emanuele II). Располагается на Площади Венеции в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в эклектичном стиле неоклассицизма с элементами второго ампира. Именно так понимали в то время возрождение «национального стиля» римской архитектуры.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества» (Altare della Patria). Также в Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
После смерти Виктора Эммануила II итальянские власти в 1878 г. решили возвести монумент, который восславил бы «Padre della Patria» («Отца отечества») и вместе с ним весь период Рисорджименто. В 1880 г. был объявлен первый международный конкурс, на котором победил французский архитектор Анри-Поль Нено, но он был отвергнут как неитальянец. В 1882 г. объявили ещё один конкурс (только среди итальянцев) с указанием подробного перечня требований: «Комплекс должен быть воздвигнут на северном склоне Капитолия, на оси виа дель Корсо; в него должны входить бронзовая конная статуя короля и сооружение-задник, произвольной формы, но закрывающее расположенные за ним здания и боковой фасад церкви Санта-Мария-ин-Арачели».
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Конкурсанты получили год на составление проекта. Было представлено 98 проектов, в финал вышло три, и королевская комиссия единогласно отдала предпочтение проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони из Марке.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Витториано до настоящего времени рассматривается как важный этап поиска художественного стиля, который был призван выразить национальную гордость итальянцев после создания в 1861 году Королевства Италия. «Это соединение свободы, эклектики и неоклассицизма». Поиски стиля новой архитектуры Италии проходили в русле концепции знаменитого архитектора и теоретика и художественного критика Камилло Бойто, который считал, что национальная классика, в том числе искусство римской античности, итальянского средневековья и современного неоклассицизма, могут послужить эстетической и идейной основой нового единства нации.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Дискуссии вызвало и место возведения монумента в самом центре Рима, рядом с Капитолием. Первоначальный проект, один из самых масштабных в XIX веке, предусматривал использование римского травертина, но в конечном счете главным материалом для памятника стал боттичинский мрамор из провинции Брешия, лучше поддающийся обработке и происходивший с родины Джузеппе Дзанарделли, видного политика, который и составил королевский указ о строительстве памятника. Саккони при разработке проекта вдохновлялся такими громадными античными ансамблями, как Пергамский алтарь и храм Фортуны в Пренесте. Витториано остается крупнейшим сооружением из боттичинского мрамора. 4 июня 1911 г. король Виктор Эммануил III торжественно открыл комплекс в ходе празднеств, посвящённых пятидесятилетию объединения Италии. Впрочем, комплекс дополнялся и позже: квадриги, символизирующие Единство и Свободу, были поставлены на пропилеи между 1924 и 1927 гг., а последние работы закончились только в 1935 г.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Перед строением устроены два фонтана. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. На террасе выше и позади Алтаря отечества возвышается конный памятник королю Виктору Эммануилу II — композиционный центр всего ансамбля и единственная его статуя, не имеющая аллегорического характера. Статуя была отлита из бронзовых пушек Королевской армии. На право ее создать был также объявлен конкурс, в котором в 1889 г. победил скульптор Энрико Кьярадиа. Он начал работу над ней, но в 1901 г. умер, и статую закончил Эмилио Галлори. В брюхе бронзового коня есть полость, где вмещается до двадцати человек и где до установки статуи на постамент (1910 г.) строители и гости официально устроили пирушку. Высота статуи — 12 м (с пьедесталом — 24,8 м), длина — 10 м, вес 50 т.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
На мраморные кружевa лучше смотреть издали. Что мы и сделали. И даже подходить не стали. А вот оглянуться не забыли. И увидели, что стоим у входа в церковь.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Сан-Марко«Святой Марк Евангелист на Капитолии в Риме», небольшая базилика с одним нефом и боковыми приделами, встроенная в Палаццо Венеция с главным фасадом, выходящим на небольшую Площадь Св. Марка, примыкающую к Пьяцца Венеция в центре Рима напротив Кампидолио (Campidoglio) — Капитолийского холма. Церковь Святого Марка является титулярной церковью.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Церковь, посвящённая святому покровителю города Венеция, Марку евангелисту, была построена на фундаменте античного дома. Заложена по распоряжению римского епископа Марка в честь своего небесного покровителя в 336 году. Это одна из старейших церквей Рима. Согласно легенде, церковь построена на месте дома, в котором останавливался Святой Марк. Запись в «Книге понтификов» (Liber Pontificalis) сообщает, что папа (позднейшее именование римских епископов) основал две базилики, одну для своей гробницы на Виа Ардеатина в Катакомбах ди Бальбина, а другую в месте, называемом Паллацины (Pallacinas). Последнее название имеет неясное происхождение, но расположенная здесь городская базилика отождествляется с нынешней церковью.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Базилика упоминается в актах римского епископа Симмаха в 499 году как «Имени Марка» (Titulus Marci), т. е. в качестве титулярной церкви местного прихода. Археологические исследования, проведённые в 1947—1950-х годах и позднее, в 1980-х годах, подтверждают исторические свидетельства. Были обнаружены остатки античного дома с мозаичными полами, а также участки полов из полихромного мрамора opus sectile (геометрического орнамента), датируемые 200 г. н. э.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Церковь была перестроена в VIII веке Папой Адрианом I. Считается, что единственный неф был тогда заменен нефом с боковыми проходами и аркадами. «Вторую церковь» перестраивали в 828—844 годах при Папе Григории IV. В этот период в церковь Сан-Марко перенесли мощи святых Абдона и Сеннена, предположительно персидских, ранее похороненных в катакомбах Понциана на Via Portuensis. В 1145 году из Веллетри привезли мощи Папы Марка и поместили их под главным алтарем. Куда ни ткнись - сплошные упоминания катакомб...
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
В 1455—1471 годах часть церкви была выстроена заново по поручению кардинала Пьетро Барбо и стала частью его дворца (Палаццо Венеция). В это время был оформлен ныне существующий фасад с двухъярусной лоджией, возможно, по проекту Леона Баттиста Альберти или Джулиано да Майано. Известно только, что с 1467 года, лоджию возводил Франческо дель Борго.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Для строительства, как было принято в те годы, брали камень из полуразрушенных древнеримских строений, в том числе из Колизея. Но примечательно, что именно Франческо дель Борго при возведении лоджии использовал «римскую архитектурную ячейку» по образцу Колизея, которую позднее введёт в архитектуру римского классицизма XVI века Донато Браманте. В аркадах лоджии поставили античные колонны, взятые из Римского форума, а в боковых стенах соорудили капеллы.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
План церкви представляет собой вытянутый прямоугольник. Боковые капеллы устроены в границах наружных стен. Трансепт отсутствует. Полукруглая апсида расположена с северной стороны, а южный нартекс заменяет большая двухъярусная лоджия. Второй ярус именуется Ложей Благословения, с которой Папы благословляли собравшийся перед церковью народ. Трёхъярусная кампанила (колокольня) была добавлена к правому углу церкви в 1154 году. Она сложена из кирпича с аркадой из трёх арок, разделённых колоннами из белого мрамора на каждой стороне. В 1735 году кардинал Анджело Мария Кверини повелел перестроить церковь в стиле барокко по проекту архитектора Филиппо Бариджони. Наряду с фресками и лепными украшениями в нефе, эта работа включала хоры в апсиде и новый главный алтарь; старый алтарный киворий XII века был разрушен.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Одним из сокровищ храма является мозаика IX века в конхе полукруглой апсиды, выполненная римскими мастерами в византийской манере. Композиция представляет Христа в тёмно-зёлёном гиматии на золотом фоне в окружении апостолов и святых — евангелиста Марка, Папы Марка, основателя церкви, а также Папы Григория IV, перестраивавшего церковь, с квадратным нимбом (означающим, что он был жив в то время). В руках Папа Григорий держит макет церкви. Чем-то все это напоминает храмы на Сицилии.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Кессонированный деревянный потолок церкви украшен рельефной резьбой и позолотой. Датируется второй половиной XV века и является одним из старейших в Риме (исключая потолок церкви Санта-Мария-Маджоре). Он был сделан Джованнино и Марко де Дольчи в виде одинаковых синих квадратов, каждый из которых содержит позолоченную розетку. Позолота была выполнена Джулиано дельи Амиди. Герб на красном фоне в трёх тондо изображает стоящего на задних лапах льва — герб рода Барбо, к которому принадлежал Павел II, венецианец по рождению. На великолепной кафедре в правой части нефа также изображён позолоченный лев Святого Марка, как бы выходящий из колонны. Пол XVI века выложен белым и темно-серым мрамором, надгробные плиты XVI—XVIII веков чередуются с фрагментами раннего мозаичного пола XV века в стиле косматеско. (уже которая по счету церковь с такими полами...)
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Церковь плотно примыкает , да практически входит в комплекс зданий. Поскольку нам до назначенного времени еще почти час, а на улице жарко, идем во внутреннй дворик расслабляться и охлаждаться.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Палаццо Венеция, или дворец Венеции в Риме — бывшее представительство Венецианской республики при Апостольском престоле в Риме. Здание расположено на Пьяцца Венеция к северу от Капитолийского холма. Когда в 1440 году венецианец Пьетро Барбо, племянник Папы Евгения IV, был назначен кардиналом он приобрёл небольшой дом близ Капитолийского холма. В 1455 году кардинал начал перестраивать свой дом, а когда в 1464 году П. Барбо стал Папой под именем Павла II, то решил переработать проект и превратить дом в большое палаццо достойное своего нового положения. Вначале дворец назывался «Сан-Марко» (название Палаццо Венеция появилось позднее).
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Папа Павел II не был гуманистом и не поддерживал учёных риторов и поэтов Римской академии, восторгавшихся античностью, но он был коллекционером-нумизматом и в своём новом дворце собрал большую коллекцию произведений искусства, античных гемм и старинных манускриптов. Его коллекции позднее обогатили собрания Ватиканских музеев. Строительство дворца было закончено после смерти Барбо в 1471 году. Здание многократно перестраивали новые хозяева, Папы римские от Александра VI до Клемента VIII. В 1494—1495 годах во время итальянского похода для завоевания Неаполитанского королевства во дворце останавливался французский король Карл VIII. В 1564 году Папа Пий IV разрешил послам Венецианской республики занять часть пустующего дворца, отчего и возникло его позднейшее название.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
После перехода Венеции под власть Наполеона Бонапарта, в 1797 году палаццо было передано Габсбургам (ну как же без них-то!) в качестве резиденции австрийского посла в Папской области, а затем в Италии. С 1867 года в здании размещалось посольство Австро-Венгерской империи при Святом Престоле. В 1916 году в ответ на бомбардировку Венеции со стороны армии Габсбургов дворец перешёл к итальянскому государству. В 1906 году итальянское правительство решило расчистить площадь перед Витториано:  башню Палаццо Венеция перенесли в другую оконечность дворца, а для Генерального консульства Венеции по проекту архитектора Джузеппе Саккони при участии Камилло Пиструччи и других архитекторов построили новое здание (Palazzo delle Assicurazioni Generali di Venezia) в неоренессансном стиле напротив Палаццо Венеция с точно такой же квадратной башней.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
16 сентября 1929 года на первом этаже Палаццо Венеция разместил свой рабочий кабинет премьер-министр Италии Бенито Муссолини. С балкона дворца Муссолини выступал в 1940 году, объявив войну Франции и Великобритании, вовлекая тем самым Италию во Вторую мировую войну. Палаццо Венеция реставрировали в 1923 и 1936 годах. В настоящее время в здании располагаются Национальный музей Палаццо Венеция, учреждения Национального института археологии и истории искусства, библиотека Национального института археологии и истории искусства.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Час Х приближается и мы постепенно перемещаемся к месту сбора группы. Отсюда отлично видна еще одна лестница. Так называемая кордоната — это большой лестничный пролет, который сегодня является главным входом на Капитолийскую площадь в Риме. Микеланджело спроектировал эту лестницу в 16 веке.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Внизу мраморной балюстрады Кордонаты находятся две статуи львов из черного гранита, которые, как говорят, находились на этом месте с древних времен. Первоначально они, вероятно, представляли собой конец акведука, поэтому они были своего рода горгульями. Они также обязаны этой функции привилегией в течение Средневековья и раннего Нового времени, когда они могли выступать в качестве раздатчиков вина на фестивалях, чтобы обеспечить римское население в изобилии. Довольно плоская лестница была спроектирована таким образом, чтобы по ней могли подниматься всадники верхом. Между более крутой лестницей церкви Санта-Мария-ин-Аракоэли (слева) и Кордоната (справа) находится памятник девятнадцатого века трибуну Кола ди Риенцо, который произносил свои речи перед римским народом с первой.
Римские каникулы. День пятый. Белоснежный алтарь отечества
Еще немного и стартует последнее на сегодня мероприятие.

В Риме есть одна площадь великая и зело изрядная на высоком месте, х которой зделаны зело широкие взъезды каменные, которые можно назвать лесницами; и на взъездев с той лесницы на площадь поставлены два подобия конския, зделаны из белаго камени древней изрядной работы. Среди того пляца, или площади, поставлено на столпе подобие конское ж, зделано из меди древле, при царе Констянтине, зело преудивителною работою. Блиско той площади есть полаты предивные, в которых сидят для советования о государственных делех римские князи и сенаторы, - писал Петр Толстой. Не о белоснежном Витториано писал, но как похоже!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока я тут разъезжаю по России, российский журнал The New Times опубликовал статью Владимира Козловского из Нью-Йорка, который взял у меня по телефону целое интервью на прошлой неделе, когда я еще был в Калифорнии. Также другой журналист The New Times, ...
Самое интересно во время выступлений Путина - следить за фидбеком. Иногда в ходе чтения реакции журналистов и "прогрессивной общественности" складывается ощущение, что они раскритиковали его, даже если бы ВВП выступил с инициативой отменить зиму, бедность и раковые опухоли. Но сегодняшнее ...
Не прошло и полувека,  как говорится,  -  прогремела радостная весть: - Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект о соблюдении норм литературного русского языка, который призван защитить его от засилья иностранных слов, аналоги которых есть в ...
Издание The Independent опубликовало список из десяти лучших сцен секса в истории кино. Эксперты отмечают, что, оценивая фактаж, уделяли внимание не только операторской работе, а главным образом способу рассказать историю — в некоторых картинах, попавших в топ-10, нет как такового ...
Смелости данной черепахи можно позавидовать. Несмотря на то, что 2 кота намного сильнее её и моглибы заколотить её лапами, черепашка набравшись храбрости отогнала котов от еды. Воодушевившись и поняв что коты трусы, черепашка решила ещё немного ...