Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины
sasha_lotus — 11.11.2020Заметки про Рим и предварявшие их рассказы про Флоренцию выходят несколько википедийно-музейного формата, совсем не как про трекинг в Патагонии или Гималаях. Но такова реальность этих особенных городов с накатывающей на путешественника первой волной античных и средневековых древностей и шедевров архитектуры и искусства, и пока тот ещё не успел прийти в себя и только подумал сделать перерыв на капрезе с тальятелле под бокальчик просекко, его накрывает и сбивает с ног вторая волна ЮНЕСКО, более поздних эклектичных построек и крышесносящих городских панорам. Взять, к примеру, заглавный кадр, снятый с монумента Витториано, к слову, один из плотно отпечатавшихся на "корочку" римских видов. Уже тут, если просто написать про каждый попавший на снимок объект, получится довольно-таки длинный пост.
Ещё когда в рамках предыдущих прогулок мы с виртуальными спутниками кружили по историческому центру недалеко от Пантеона и после фонтана Треви решили пойти на север к Испанской лестнице и Пьяцца Навона, с юга в уличных прострелах периодически сияла белизной известняка и мрамора в лучах всё ещё яркого сентябрьского солнца эпатажная громадина монумента, посвящённого королю Виктору Эммануилу II; но и расположенный неподалёку Колизей, и Триумфальная арка Константина, и другие древнеримские лэндмарки были сознательно оставлены на сладкое. И пора ими как следует насладиться.
2.
Только при всей важности исторической фигуры Виктора Эммануила II, объединившего Италию и прозванного Отцом Отечества (Padre della Patria), монументальный мемориал в его честь не пришёлся по душе римлянам. А ведь и повод важный, и конкурс в два этапа проходил: сначала выиграл французский архитектор, но результаты отвергли, так как "Алтарь Отечества" должен был строить только коренной итальянец; со второго раза из 98 заявок предпочтение отдали проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони. Только итальянские власти не учли один момент или не придали ему должной значимости: огромное сооружение из белого известняка излишне выделялось и даже подавляло собой все окружающие постройки. Римляне те ещё тролли и острые на язык товарищи, поэтому из-за цвета и формы прозвали мемориал вставной челюстью, чернильницей и печатной машинкой.
3.
4.
А ведь строили целых 50 лет, с 1885го по 1935й годы, и проект олицетворял собой по задумке создателя и властей возрождение национальной архитектуры во вновь созданном Королевстве Италия в виде смеси неоклассицизма с ампиром и эклектикой. Не столь придирчивых, как горожане, туристов всё равно привлекает богатый декор Витториано и открывающиеся с верхней обзорной площадки панорамные виды.
5.
6.
7.
Постепенно вносим толику античности в репортаж. С Витториано открывается наилучший вид на руины рынка Траяна - пятиэтажный ТК в лучшие годы вмещал в себя около 150 лавок, кафешки, фудкорт и пункты бесплатной раздачи провизии населению. В средние века вокруг построили ещё зданий (часть снесли при раскопках в начале XX столетия), из которых выделяется Башня Милиции. Считается, что её возвела одна богатейшая римская семья около 1200го года, а потом зиккурат не единожды менял владельцев, его конвертировали в крепость, где размещалось народное ополчение, затем башню приобрёл соседний монастырь, не доживший до наших дней.
А квадратная башня дожила, правда, в усечённом и покосившемся варианте - повлияло землетрясение в середине XIV столетия. Сейчас Башня Милиции объявлена национальным памятником, а при рассказах о ней у экскурсоводов обычно всплывает имя Рафаэля Санти, особо почитавшего башню во время своего пребывания на должности хранителя древностей Рима. Но мы помним, что ещё больше Рафаэль почитал Пантеон, и его мечта быть там погребённым исполнилась.
8.
Для любителей поразглядывать тысячелетние фундаменты помимо Форума поблизости есть ещё одна скрытая подземная достопримечательность - под палаццо Валентини, старинным зданием префектуры, на 7-метровой глубине разместился археологический музей "Domus Romane", где представлен хорошо сохранившийся древнеримский квартал, обнаруженный во время раскопок на площади Венеции при расчистке под строительство Витториано. Вот то здание с куполом справа за красноватой церковью Санта-Мария-ди-Лорето.
9.
Лестница на Витториано приводит сначала непосредственно к обильно украшенному барельефами и скульптурами выступу, на котором сверху стоит конная статуя короля Виктора Эммануила II. Его и называют Алтарь Отечества, зачастую перенося название на весь комплекс - внутри под охраной почётного караула находится могила неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны, а рядом горит вечный огонь.
10.
Главенствует в оформлении Алтаря статуя богини Ромы на золотом фоне, сюжеты остальных барельефов основаны на произведениях древнеримского поэта Вергилия. В этой, заключительной, заметке я избавляю читателя от ненужных подробностей, да и детально поснимал совсем чуть-чуть - отвлекали обалденные панорамные виды при идеальном синем небе с фактурными облаками.
11.
12.
Металл для конного памятника Виктору Эммануилу II взяли, переплавив старые пушки замка Святого Ангела, чтобы таким изящным образом показать всем переход папской власти к королю.
13.
Перед монументом расположились два фонтана, символизирующие моря, омывающие итальянский сапог - Адриатическое и Тирренское. В кадр попал левый, олицетворяющий Адриатику, где мужчина в задумчивой позе гладить венецианского льва Святого Марка. В оформлении очень много символики, если разбирать прям каждую статую и две квадриги на самом верху.
14.
И всё равно больше всего запомнился Витториано мне видами, нежели декором, тем более на купол собора Святого Петра мы не попали, а из садов виллы Боргезе приходилось снимать против солнца. Тут же любишь Рим на все 360 градусов и хочешь в нём задержаться на подольше.
15.
16.
Рим очень классный, особенно в солнечную погоду. Папа одобряет!
17.
И наконец-то он, самый большой амфитеатр античного мира, а нынче гигантский селфидром - Колизей! Первое впечатление: а не сказать, что он прям большой, я его представлял раза в 1,5-2 больше. И сейчас, сверившись с википедией, задумчиво гляжу на цифры: большая ось эллипса - 188,77 метра, малая ось - 155,64 метра. Казалось, что чтобы он влез целиком в кадр, придётся очень далеко отойти, а на деле всё прозаичнее. Вообще Колизей - такой исхоженный римский баян, как никак - главная достопримечательность, что расписывать про него не хочется.
18.
Уникальности и необычности в фотографии амфитеатра Флавиев позволила внести фрагментарная скульптура лошади, часть проекта "Лапидариум" мексиканского скульптура. Он, чтобы подогреть интерес к своей выставке, расставил по всему миру свои статуи, а потом собирался презентовать все разом в количестве 100 штук.
19.
Колизей изнутри не впечатлил ещё на этапе подготовки к поездке, так что стоять очередь за билетами, чтобы увидеть изнутри остатки арены, где сражались гладиаторы и император показывал характерный жест с направленным вниз большим пальцем, не возникло ни малейшего желания. Конечно, диву можно даваться, что за 8 лет во второй половине I веке сумели возвести такое грандиозное сооружение, вмещавшее до 50 тысяч человек; и что в средние века с Колизея нещадно содрали мраморную облицовку, пустив её на строительство других зданий.
20.
21.
Около триумфальной арки по соседству стояла ещё одна временная скульптура. Что за шумерский гуманоид? Если с бронзовым конём ответ нашёлся в считанные минуты, то тут Гугл спасовал, не дав ни малейшего намёка на разгадку.
22.
Триумфальная арка, посвящённая победе императора Константина над Максенцием во время гражданской войны, впечатляет своим декором куда больше соседнего амфитеатра, берущего древностью и масштабом. Впрочем, эта позднейшая из сохранившихся римских арок построена тоже не вчера, в 315м году, а для декора использовались элементы, снятые с других монументов. Существует несколько версий, почему при Константине не могли создать достойные барельефы, мне наиболее близка следующая: к IV веку в Римской империи искусство находилось в состоянии временного упадка, так что пришлось экспроприировать декор эпохи Траяна и Марка Аврелия, тем более срок выполнения проекта озвучили чересчур коротким. И поскольку детально я не стал ничего снимать, да и заборчик не в помощь, расписывать, кто изображён на основаниях колонн, кто на барельефах фриза, кто на медальонах - не вполне уместно.
23.
Замечали, как китайцы фоткаются на фоне достопримечательностей? Либо толпой, сложив пальцы иногда в форме буквы V, а уж если в одиночку, то с таким пафосным видом, будто бы он эту арку Константина построил. Вообще плёвое дело!
24.
Форум мы тоже решили оставить на следующий визит, если вообще захочется бродить среди руин. Нужно успеть за сегодня осмотреть ещё несколько знаковых достопримечательностей в этой части вечного города.
25.
26.
27.
Настало время проверить себя и спутника/спутницу на верность и честность! Вдруг у него в телефоне под именем Геннадий Валентинович любовница записана, а сам регулярно клянётся в моногамности и вечной любви. Или, может, девушка сама строит глазки коллегам и сходила уже не на одно свидание с продолжением с тренером по фитнесу. Мимо Большого Цирка идём к античному детектору лжи - Устам Истины (Bocca della Verita). С древних времён считалось, что под суровым взглядом высеченного на круглой мраморной плите лика невозможно солгать. В средние века диск был установлен у входа в церковь Санта-Мария-ин-Космедин, а позже перенесён под портик для лучшей сохранности.
28.
Возраст диска оценивается учёными аж в 2200 лет, а мужское лицо приписывают и Фавну, и богу Тибра, и Тритону. 175 сантиметров в диаметре, 19 сантиметров в толщину, масса - около 1200 килограммов. Как принадлежность лика, так и назначение столь массивной мраморной плиты остаётся загадкой. Канализационный люк? Декор для фонтана или иного античного сооружения? А практикуемый и по сей день аттракцион по проверке на верность появился в средние века благодаря поэту Виргилию Грамматико. Не ясно, кто ему нашептал или откуда пришло видение, но он решил, что коль муж или жена сомневаются в верности, то нужно отправиться к Устам Истины и вложить ладонь в раскрытый рот каменного божества. Флиртовала направо и налево да юбки задирала - будешь жить дальше без руки. Сексистский детектор, сейчас бы такое не прокатило - мужчинам то есть измены сходили с рук и сомневаться в моногамности было не принято?
Без байки или легенды не обойдётся. Одну ветреную даму, жену именитого вельможи, решили подвергнуть суду при помощи Уст Истины. И когда девушка уже подносила трясущуюся от страха руку ко рту каменного бога, из толпы выбежал блаженный и на глазах у всех обнял её и смачно поцеловал. Блаженного оттащила стража, и суд продолжился. На вопрос "Касались ли Вас и целовали ли Вас другие мужчины кроме Вашего законного мужа?" девушка ответила отрицательно, сославшись лишь на безумца, что только что при всех её унизил. Ладонь, вложенная в каменные уста, разумеется, осталась на месте. А судье и ревнивому мужу было невдомёк, что блаженный и есть тот самый любовник.
Сейчас же Уста Истины - ещё один обязательный селфи-спот для туристов. Мы так задержались на Витториано и около Колизея, что пришли к закрытым воротам портика Санта-Мария-ин-Космедин. Ничего страшного, диск я и через решётку рассмотрел и сфотографировал, и необязательно платить за вход ради памятной (читаем - бесполезной) фотокарточки.
29.
Прямо через дорогу ближе к набережной Тибра стоит ещё парочка сооружений, что заслуживают особого внимания. Во-первых, круглый храм Геркулеса Непобедимого, самая ранняя мраморная постройка Рима из сохранившихся датируется 120 годом до нашей эры. 20 колонн с коринфскими капителями окружают целлу, то есть святилище. Оригинальный антаблемент не сохранился, и коническая кровля, опирающаяся прямо на капители, появилась позднее. Как и другие римские языческие храмы, его переформатировали в христианскую церковь в начале XII века. Как будто бы эта особенность римской истории и помогла храму избежать разрушения. Изначально считали, что храм построили в честь богини Весты, выстроив аналогию с круглым храмом на Форуме. Но уже во времена Наполеона некий префект установил, что поклонялись тут Геркулесу.
И во-вторых, фонтан Тритонов - не стоит путать его с фонтаном Тритона работы Лоренцо Бернини, что украшает собой Пьяцца Барберини. К началу XVII века сеть возводимых по Риму акведуков охватывала всю большую и большую площадь вечного города. И тогда Папа Климент XI решил возвести фонтан в свою честь в данном районе, не шибко заселённом и к тому же подвергавшемся регулярному затоплению после разливов Тибра, за что отхватил изрядную порцию критики. Тем не менее, к 1715му году напротив базилики Санта-Мария-ин-Космедин появилась травертиновая композиция, в основу которой была положена крупная восьмиугольная чаша с вогнутыми внутрь гранями, напоминавшая собой восьмилучевую звезду. В центре на скальном возвышении - две фигуры тритонов, удерживающие на плечах большую раскрытую ракушку с гербом понтифика.
30.
Река, протекающая сквозь город, придаёт ему дополнительный шарм: появляются набережные для прогулок, яркими красками и более выигрышно играет городской ландшафт. И далеко не всегда в русле реки существуют острова - не всем же быть Питером. В Риме остров всего один, зато какой - Тиберина, проделавший путь от необитаемого куска суши с дурной репутацией до весьма священного и почитаемого места. По легенде, жестокого тирана Тарквия Гордого, исчерпавшего лимит терпения у римлян, последние в VI веке до нашей эры свергли и утопили в реке. Тело обросло илом и грязью, и постепенно посреди реки вырос остров, напоминавший формой лодку, куда никто не хотел ступать ногой около трёх столетий.
В разгар эпидемии чумы сенат постановил создать на острове больницу и святилище бога врачевания, Эскулапа. И очередная красивая легенда гласит, что на самом деле римляне взяли с собой в лодку змея, как древнего символа медицины, и поплыли по Тибру, чтобы змей указал, где строить святилище. Близ Тиберины тот покинул лодку и сначала поплыл в направлении острова, а затем и выполз на "проклятый" берег. Более правдивой смотрится версия, что больных чумой хотели отдалить от города на максимальное расстояние, а этот район Рим довольно долго ещё оставался крайне малонаселённым.
31.
Так постепенно репутация Тиберины улучшилась, и Эскулапу приходили поклониться множество римлян. Берега покрыли травертином, а на площади установили обелиск, возвышающийся подобно мачте. Позднее обелиск заменили колонной с фигурами святых, да и вместо античного храма Эскулапа в 1000м году появилась христианская церковь Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Среди реликвий титулярной базилики числятся мощи этого святого. А вообще Тиберина показалась крайне мало посещаемым туристами и очень тихим уголком Рима.
32.
Финальная точка маршрута - самый старый каменный мост во всём Риме, мост Эмилия, он же Понте Ротто, датируемый аж II веком до нашей эры. Из 6 арок до наших дней дожил единственный пролёт, остальные обрушились во время наводнения, что и дало прижившееся название: "Ротто" означает "сломанный".
33.
Прощальный в рамках этой серии постов вид на Рим, а точнее, остров Тиберина, с соседнего Палатинского моста, и мы дальше отсюда отправились в гурманский район Травестере найти что-нибудь вкусненькое.
34.
Говорю Риму "До новых встреч! Arrivederci!". Ведь ещё столько здесь стоит увидеть и столько километров нагулять без особых целей. Keep it locked!
Другие посты о Риме:
От фонтана Треви до Пьяцца-дель-Пополо |
От Пантеона до Кампо-деи-Фиори |
От Ватикана до Пьяцца Навона |
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
|
</> |