Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

топ 100 блогов sasha_lotus11.11.2020
Четвёртая и последняя прогулка по восхитительному Риму, где мы наконец увидим его главную достопримечательность, а также античный детектор лжи, самый старый мост в городе, послушаем легенду об единственном острове на Тибре и узнаем, почему римляне прозвали вставной челюстью колоссальный монумент первому королю объединённой Италии.

     Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Заметки про Рим и предварявшие их рассказы про Флоренцию выходят несколько википедийно-музейного формата, совсем не как про трекинг в Патагонии или Гималаях. Но такова реальность этих особенных городов с накатывающей на путешественника первой волной античных и средневековых древностей и шедевров архитектуры и искусства, и пока тот ещё не успел прийти в себя и только подумал сделать перерыв на капрезе с тальятелле под бокальчик просекко, его накрывает и сбивает с ног вторая волна ЮНЕСКО, более поздних эклектичных построек и крышесносящих городских панорам. Взять, к примеру, заглавный кадр, снятый с монумента Витториано, к слову, один из плотно отпечатавшихся на "корочку" римских видов. Уже тут, если просто написать про каждый попавший на снимок объект, получится довольно-таки длинный пост.

Ещё когда в рамках предыдущих прогулок мы с виртуальными спутниками кружили по историческому центру недалеко от Пантеона и после фонтана Треви решили пойти на север к Испанской лестнице и Пьяцца Навона, с юга в уличных прострелах периодически сияла белизной известняка и мрамора в лучах всё ещё яркого сентябрьского солнца эпатажная громадина монумента, посвящённого королю Виктору Эммануилу II; но и расположенный неподалёку Колизей, и Триумфальная арка Константина, и другие древнеримские лэндмарки были сознательно оставлены на сладкое. И пора ими как следует насладиться.

2.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Только при всей важности исторической фигуры Виктора Эммануила II, объединившего Италию и прозванного Отцом Отечества (Padre della Patria), монументальный мемориал в его честь не пришёлся по душе римлянам. А ведь и повод важный, и конкурс в два этапа проходил: сначала выиграл французский архитектор, но результаты отвергли, так как "Алтарь Отечества" должен был строить только коренной итальянец; со второго раза из 98 заявок предпочтение отдали проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони. Только итальянские власти не учли один момент или не придали ему должной значимости: огромное сооружение из белого известняка излишне выделялось и даже подавляло собой все окружающие постройки. Римляне те ещё тролли и острые на язык товарищи, поэтому из-за цвета и формы прозвали мемориал вставной челюстью, чернильницей и печатной машинкой.

3.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

4.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

А ведь строили целых 50 лет, с 1885го по 1935й годы, и проект олицетворял собой по задумке создателя и властей возрождение национальной архитектуры во вновь созданном Королевстве Италия в виде смеси неоклассицизма с ампиром и эклектикой. Не столь придирчивых, как горожане, туристов всё равно привлекает богатый декор Витториано и открывающиеся с верхней обзорной площадки панорамные виды.

5.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

6.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

7.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Постепенно вносим толику античности в репортаж. С Витториано открывается наилучший вид на руины рынка Траяна - пятиэтажный ТК в лучшие годы вмещал в себя около 150 лавок, кафешки, фудкорт и пункты бесплатной раздачи провизии населению. В средние века вокруг построили ещё зданий (часть снесли при раскопках в начале XX столетия), из которых выделяется Башня Милиции. Считается, что её возвела одна богатейшая римская семья около 1200го года, а потом зиккурат не единожды менял владельцев, его конвертировали в крепость, где размещалось народное ополчение, затем башню приобрёл соседний монастырь, не доживший до наших дней.

А квадратная башня дожила, правда, в усечённом и покосившемся варианте - повлияло землетрясение в середине XIV столетия. Сейчас Башня Милиции объявлена национальным памятником, а при рассказах о ней у экскурсоводов обычно всплывает имя Рафаэля Санти, особо почитавшего башню во время своего пребывания на должности хранителя древностей Рима. Но мы помним, что ещё больше Рафаэль почитал Пантеон, и его мечта быть там погребённым исполнилась.

8.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Для любителей поразглядывать тысячелетние фундаменты помимо Форума поблизости есть ещё одна скрытая подземная достопримечательность - под палаццо Валентини, старинным зданием префектуры, на 7-метровой глубине разместился археологический музей "Domus Romane", где представлен хорошо сохранившийся древнеримский квартал, обнаруженный во время раскопок на площади Венеции при расчистке под строительство Витториано. Вот то здание с куполом справа за красноватой церковью Санта-Мария-ди-Лорето.

9.  Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Лестница на Витториано приводит сначала непосредственно к обильно украшенному барельефами и скульптурами выступу, на котором сверху стоит конная статуя короля Виктора Эммануила II. Его и называют Алтарь Отечества, зачастую перенося название на весь комплекс - внутри под охраной почётного караула находится могила неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны, а рядом горит вечный огонь.

10. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Главенствует в оформлении Алтаря статуя богини Ромы на золотом фоне, сюжеты остальных барельефов основаны на произведениях древнеримского поэта Вергилия. В этой, заключительной, заметке я избавляю читателя от ненужных подробностей, да и детально поснимал совсем чуть-чуть - отвлекали обалденные панорамные виды при идеальном синем небе с фактурными облаками.

11. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

12. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Металл для конного памятника Виктору Эммануилу II взяли, переплавив старые пушки замка Святого Ангела, чтобы таким изящным образом показать всем переход папской власти к королю.

13. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Перед монументом расположились два фонтана, символизирующие моря, омывающие итальянский сапог - Адриатическое и Тирренское. В кадр попал левый, олицетворяющий Адриатику, где мужчина в задумчивой позе гладить венецианского льва Святого Марка. В оформлении очень много символики, если разбирать прям каждую статую и две квадриги на самом верху.

14. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

И всё равно больше всего запомнился Витториано мне видами, нежели декором, тем более на купол собора Святого Петра мы не попали, а из садов виллы Боргезе приходилось снимать против солнца. Тут же любишь Рим на все 360 градусов и хочешь в нём задержаться на подольше.

15. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

16. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Рим очень классный, особенно в солнечную погоду. Папа одобряет!

17. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

И наконец-то он, самый большой амфитеатр античного мира, а нынче гигантский селфидром - Колизей! Первое впечатление: а не сказать, что он прям большой, я его представлял раза в 1,5-2 больше. И сейчас, сверившись с википедией, задумчиво гляжу на цифры: большая ось эллипса - 188,77 метра, малая ось - 155,64 метра. Казалось, что чтобы он влез целиком в кадр, придётся очень далеко отойти, а на деле всё прозаичнее. Вообще Колизей - такой исхоженный римский баян, как никак - главная достопримечательность, что расписывать про него не хочется.

18. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Уникальности и необычности в фотографии амфитеатра Флавиев позволила внести фрагментарная скульптура лошади, часть проекта "Лапидариум" мексиканского скульптура. Он, чтобы подогреть интерес к своей выставке, расставил по всему миру свои статуи, а потом собирался презентовать все разом в количестве 100 штук.

19. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Колизей изнутри не впечатлил ещё на этапе подготовки к поездке, так что стоять очередь за билетами, чтобы увидеть изнутри остатки арены, где сражались гладиаторы и император показывал характерный жест с направленным вниз большим пальцем, не возникло ни малейшего желания. Конечно, диву можно даваться, что за 8 лет во второй половине I веке сумели возвести такое грандиозное сооружение, вмещавшее до 50 тысяч человек; и что в средние века с Колизея нещадно содрали мраморную облицовку, пустив её на строительство других зданий.

20. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

21. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Около триумфальной арки по соседству стояла ещё одна временная скульптура. Что за шумерский гуманоид? Если с бронзовым конём ответ нашёлся в считанные минуты, то тут Гугл спасовал, не дав ни малейшего намёка на разгадку.

22. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Триумфальная арка, посвящённая победе императора Константина над Максенцием во время гражданской войны, впечатляет своим декором куда больше соседнего амфитеатра, берущего древностью и масштабом. Впрочем, эта позднейшая из сохранившихся римских арок построена тоже не вчера, в 315м году, а для декора использовались элементы, снятые с других монументов. Существует несколько версий, почему при Константине не могли создать достойные барельефы, мне наиболее близка следующая: к IV веку в Римской империи искусство находилось в состоянии временного упадка, так что пришлось экспроприировать декор эпохи Траяна и Марка Аврелия, тем более срок выполнения проекта озвучили чересчур коротким. И поскольку детально я не стал ничего снимать, да и заборчик не в помощь, расписывать, кто изображён на основаниях колонн, кто на барельефах фриза, кто на медальонах - не вполне уместно.

23. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Замечали, как китайцы фоткаются на фоне достопримечательностей? Либо толпой, сложив пальцы иногда в форме буквы V, а уж если в одиночку, то с таким пафосным видом, будто бы он эту арку Константина построил. Вообще плёвое дело!

24. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Форум мы тоже решили оставить на следующий визит, если вообще захочется бродить среди руин. Нужно успеть за сегодня осмотреть ещё несколько знаковых достопримечательностей в этой части вечного города.

25. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

26. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

27. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Настало время проверить себя и спутника/спутницу на верность и честность! Вдруг у него в телефоне под именем Геннадий Валентинович любовница записана, а сам регулярно клянётся в моногамности и вечной любви. Или, может, девушка сама строит глазки коллегам и сходила уже не на одно свидание с продолжением с тренером по фитнесу. Мимо Большого Цирка идём к античному детектору лжи - Устам Истины (Bocca della Verita). С древних времён считалось, что под суровым взглядом высеченного на круглой мраморной плите лика невозможно солгать. В средние века диск был установлен у входа в церковь Санта-Мария-ин-Космедин, а позже перенесён под портик для лучшей сохранности.

28. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Возраст диска оценивается учёными аж в 2200 лет, а мужское лицо приписывают и Фавну, и богу Тибра, и Тритону. 175 сантиметров в диаметре, 19 сантиметров в толщину, масса - около 1200 килограммов. Как принадлежность лика, так и назначение столь массивной мраморной плиты остаётся загадкой. Канализационный люк? Декор для фонтана или иного античного сооружения? А практикуемый и по сей день аттракцион по проверке на верность появился в средние века благодаря поэту Виргилию Грамматико. Не ясно, кто ему нашептал или откуда пришло видение, но он решил, что коль муж или жена сомневаются в верности, то нужно отправиться к Устам Истины и вложить ладонь в раскрытый рот каменного божества. Флиртовала направо и налево да юбки задирала - будешь жить дальше без руки. Сексистский детектор, сейчас бы такое не прокатило - мужчинам то есть измены сходили с рук и сомневаться в моногамности было не принято?

Без байки или легенды не обойдётся. Одну ветреную даму, жену именитого вельможи, решили подвергнуть суду при помощи Уст Истины. И когда девушка уже подносила трясущуюся от страха руку ко рту каменного бога, из толпы выбежал блаженный и на глазах у всех обнял её и смачно поцеловал. Блаженного оттащила стража, и суд продолжился. На вопрос "Касались ли Вас и целовали ли Вас другие мужчины кроме Вашего законного мужа?" девушка ответила отрицательно, сославшись лишь на безумца, что только что при всех её унизил. Ладонь, вложенная в каменные уста, разумеется, осталась на месте. А судье и ревнивому мужу было невдомёк, что блаженный и есть тот самый любовник.

Сейчас же Уста Истины - ещё один обязательный селфи-спот для туристов. Мы так задержались на Витториано и около Колизея, что пришли к закрытым воротам портика Санта-Мария-ин-Космедин. Ничего страшного, диск я и через решётку рассмотрел и сфотографировал, и необязательно платить за вход ради памятной (читаем - бесполезной) фотокарточки.

29. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Прямо через дорогу ближе к набережной Тибра стоит ещё парочка сооружений, что заслуживают особого внимания. Во-первых, круглый храм Геркулеса Непобедимого, самая ранняя мраморная постройка Рима из сохранившихся датируется 120 годом до нашей эры. 20 колонн с коринфскими капителями окружают целлу, то есть святилище. Оригинальный антаблемент не сохранился, и коническая кровля, опирающаяся прямо на капители, появилась позднее. Как и другие римские языческие храмы, его переформатировали в христианскую церковь в начале XII века. Как будто бы эта особенность римской истории и помогла храму избежать разрушения. Изначально считали, что храм построили в честь богини Весты, выстроив аналогию с круглым храмом на Форуме. Но уже во времена Наполеона некий префект установил, что поклонялись тут Геркулесу.

И во-вторых, фонтан Тритонов - не стоит путать его с фонтаном Тритона работы Лоренцо Бернини, что украшает собой Пьяцца Барберини. К началу XVII века сеть возводимых по Риму акведуков охватывала всю большую и большую площадь вечного города. И тогда Папа Климент XI решил возвести фонтан в свою честь в данном районе, не шибко заселённом и к тому же подвергавшемся регулярному затоплению после разливов Тибра, за что отхватил изрядную порцию критики. Тем не менее, к 1715му году напротив базилики Санта-Мария-ин-Космедин появилась травертиновая композиция, в основу которой была положена крупная восьмиугольная чаша с вогнутыми внутрь гранями, напоминавшая собой восьмилучевую звезду. В центре на скальном возвышении - две фигуры тритонов, удерживающие на плечах большую раскрытую ракушку с гербом понтифика.

30. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Река, протекающая сквозь город, придаёт ему дополнительный шарм: появляются набережные для прогулок, яркими красками и более выигрышно играет городской ландшафт. И далеко не всегда в русле реки существуют острова - не всем же быть Питером. В Риме остров всего один, зато какой - Тиберина, проделавший путь от необитаемого куска суши с дурной репутацией до весьма священного и почитаемого места. По легенде, жестокого тирана Тарквия Гордого, исчерпавшего лимит терпения у римлян, последние в VI веке до нашей эры свергли и утопили в реке. Тело обросло илом и грязью, и постепенно посреди реки вырос остров, напоминавший формой лодку, куда никто не хотел ступать ногой около трёх столетий.

В разгар эпидемии чумы сенат постановил создать на острове больницу и святилище бога врачевания, Эскулапа. И очередная красивая легенда гласит, что на самом деле римляне взяли с собой в лодку змея, как древнего символа медицины, и поплыли по Тибру, чтобы змей указал, где строить святилище. Близ Тиберины тот покинул лодку и сначала поплыл в направлении острова, а затем и выполз на "проклятый" берег. Более правдивой смотрится версия, что больных чумой хотели отдалить от города на максимальное расстояние, а этот район Рим довольно долго ещё оставался крайне малонаселённым.

31. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Так постепенно репутация Тиберины улучшилась, и Эскулапу приходили поклониться множество римлян. Берега покрыли травертином, а на площади установили обелиск, возвышающийся подобно мачте. Позднее обелиск заменили колонной с фигурами святых, да и вместо античного храма Эскулапа в 1000м году появилась христианская церковь Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Среди реликвий титулярной базилики числятся мощи этого святого. А вообще Тиберина показалась крайне мало посещаемым туристами и очень тихим уголком Рима.

32. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Финальная точка маршрута - самый старый каменный мост во всём Риме, мост Эмилия, он же Понте Ротто, датируемый аж II веком до нашей эры. Из 6 арок до наших дней дожил единственный пролёт, остальные обрушились во время наводнения, что и дало прижившееся название: "Ротто" означает "сломанный".

33. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Прощальный в рамках этой серии постов вид на Рим, а точнее, остров Тиберина, с соседнего Палатинского моста, и мы дальше отсюда отправились в гурманский район Травестере найти что-нибудь вкусненькое.

34. Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины

Говорю Риму "До новых встреч! Arrivederci!". Ведь ещё столько здесь стоит увидеть и столько километров нагулять без особых целей. Keep it locked!

Другие посты о Риме:
От фонтана Треви до Пьяцца-дель-Пополо
Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины
От Пантеона до Кампо-деи-Фиори
Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины
От Ватикана до Пьяцца Навона
Рим. От Витториано до Колизея и Уст Истины


Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях у меня был очень занятный пост о «Чудесных напитках с чудесными продуктами», в комментариях к которому появились интересные рекомендации. Одна из таких рекомендаций была от svinsent про шампанское с креветками. ...
Сегодня мы приготовим блюдо из рисовой лапши фо, пекинской капусты, консервированного тунца, грибов шиитаки и кучи других ингредиентов. Конечно, обычно из лапши фо делают суп вьетнамский суп фо бо или подобные супы, но я приготовлю блюдо на сковороде. Рисовая лапша- она и есть ...
Девочки, а вы не смотрите сериал - называется "Воронины". По СТС идет. ДА и в контакте есть группы, а там все серии. Если не смотрели - советую)) Это прям классика жанра свекрови)). Такая вся добрая и хорошая, когда из морозильника выкидывает ...
В страшных муках, изрыгая кровавый понос из всех физиологических и пары ...
   В блоге Ирины Кемарской , который я настоятельно рекомендую всем желающим узнать приёмы ремесла телесценариста в частности и освоить тёмное искусство композиции вообще, появился интересный пост " Радио как модель телепроизводства ". ...