Рыба или удочка?
Евгений Панин — 22.11.2011
В России творческий труд не ценился никогда. В том
числе и поэтому Россия постоянно
отставала в развитии от остального
цивилизованного мира, и ей, время
от времени, прямолинейным копированием
приходилось навёрстывать упущенное. Время
от времени ей приходилось делать скачки развития, перенимая опыт
ушедших вперёд западных цивилизаций. В истории России
можно найти немало примеров, когда
интересные отечественные идеи находили
понимание только спустя несколько
десятилетий и очень часто только
после того, как получали признание
за рубежом. Пора, наконец, понять: мысль сделала
развитые страны развитыми, а недостаток мысли приводит к тому, что
мы, время от времени, хватаемся за голову. Между тем, нужно браться
за ум, а не за голову.
Некогда маститые учёные старались объяснить простому
обывателю, что иметь удочку лучше, чем иметь рыбу. Но сами,
почему-то, создавали "подушки безопасности", вместо того, чтобы
вкладывать деньги в производство. Хотя проводники экономической
политики знают, что в перспективе удочка полезнее рыбы, сами они
предпочитают проедать готовую рыбу. Одно время было странно
слышать от представителей исполнительной власти признания в
неумении воспользоваться свалившимися с неба деньгами, этой «манной
небесной». И слава Богу, что Министерство финансов образует не
работающие в отечественной экономике фонды. Уж лучше так, чем в
песок. Пока не можем смастерить удочку, то пусть, на всякий случай,
хотя бы рыба лежит замороженной. Вот только надолго ли хватит этой
рыбы в голодные годы? А то может оказаться так, что и рыбу
съедим, и удочки не будет.
Продолжая рассуждения, о том что полезнее, можно
построить лестницу экономической полезности, на верхней ступеньке
которой будет отнюдь не удочка. На нижней ступеньке будет готовая
рыба или деньги. Хотя последние и являются целью
предпринимательской деятельности, они представляют собой самую
нижнюю ступень лестницы экономической полезности. Другими словами,
находит подтверждение старая истина: мысль дороже денег. Вторую
ступеньку будут занимать знания способов ловли. На третьей
ступеньке будет обладание снастью, удочкой. А ещё лучше обладать
знаниями смастерить такую удочку или много таких удочек. Но, чтобы
появились знания, должна родиться идея. А идею рождает творческая
личность.
У предпринимателя сначала рождается идея, а уж затем он ищет
деньги для её реализации.
С точки зрения развития, творческая личность самое полезное
звено этой технологической цепочки. Вот, чем нужно дорожить.