РИА Новости. "Не оставили выбора": к чему президент США подтолкнул ВКС России
alexandr_palkin — 20.03.2021
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Николай
Протопопов. Дальнобойные радиолокационные станции, мощная
аппаратура слежения и охват всех стратегических направлений — после
ликвидации Договора по открытому небу (ДОН), разорванного по
инициативе США, в России решили переоборудовать
самолеты-наблюдатели Ту-214ОН в военные разведчики. О новых
возможностях этих уникальных спецбортов — в материале РИА
Новости.
Инструмент наблюдения
Первый специализированный самолет наблюдения Ту-214ОН
поднялся в воздух в 2011-м, второй — спустя два года. Через
несколько лет "тушки" приняли на вооружение ВКС России, они прошли
международную сертификацию.
США пытались блокировать допуск машин к наблюдательным
полетам сначала без объяснения причин, а затем сослались на то, что
для одобрения нового оборудования якобы потребовалось
дополнительное время и консультации со специалистами.
Первый и единственный полет над территорией США "214-й"
совершил в апреле 2019-го. Взлетев с аэродрома Роузкранс, он
проследовал над штатами Колорадо, Нью-Мексико и Техас. Так Россия
проинспектировала несколько крупных военных объектов: ракетный
полигон White Sands, базу Форт Блисс, национальные лаборатории в
Сандии и Лос-Аламосе, химический склад в Пуэбло.
Ввод в строй Ту-214ОН пришелся на период антироссийских
санкций США. Вашингтон в том числе ужесточил требования к Москве в
рамках ДОН. В частности, запретили летать на малых высотах над
Вашингтоном, ограничили наблюдательные полеты над Гавайскими и
Алеутскими островами, отказались предоставлять наблюдателям ночевки
на территории США.
А в конце мая 2020-го президент Дональд Трамп заявил о выходе
США из соглашения из-за якобы неоднократных нарушений договора со
стороны России. В январе Москва также запустила процесс выхода из
ДОН.
Конструкция будущего
Но самолеты-наблюдатели без дела не останутся — их дооснастят
дополнительным оборудованием и превратят в разведывательные. Кроме
того, эти машины можно использовать для контроля защищенности
военных объектов России, оценки результатов испытаний различных
вооружений и эффективности армейских маневров.
По словам Владимира Вербы, генконструктора концерна "Вега"
(входит в холдинг "Росэлектроника"), разрабатывающего аппаратуру
для "214-х", установленные на борту самолетов системы обладают
уникальными возможностями в области воздушного
мониторинга.
"Несомненно, они пригодятся Вооруженным силам для решения
широкого спектра задач, — отметил он в беседе с РИА Новости. —
Например, для контроля заметности войск и объектов,
картографирования, оценки ледовой обстановки".
В начале марта сообщили, что один из "наблюдателей" уже
выполнил полет в новом качестве: проверил маскировку военных
объектов на побережьях Крыма и Краснодарского края, в том числе
Севастопольской и Новороссийской военно-морских баз, а также
протестировал способности системы ПВО засекать воздушные цели в
режиме пассивной локации.
Верба пояснил, что бортовой радиотехнический комплекс
Ту-214ОН очень схож с тем, которым располагает новейший
самолет-разведчик Ту-214Р, но его характеристики намеренно
"загрублены" из-за условий договора.
"Помимо аэрофотоаппаратуры, там есть дополнительные средства
наблюдения, радиолокатор бокового обзора, ТВ- и ИК-аппаратура, —
уточняет генконструктор. — В конструкцию радиолокатора заложена
возможность повышения разрешения в четыре-шесть раз".
Бортовой цифровой фотоаппарат Ту-214ОН точно определяет
координаты объектов по всему полю снимка, выдает изображения
подстилающей поверхности в режиме реального времени и заданном
оператором масштабе.
"Цифровая аэрофотосъемка основана на получении отдельных
кадров по каждому каналу и после обработки дает высокоточный снимок
с несколькими слоями. Просматривать можно в любой заданной
комбинации слоев", — рассказывает Верба.
Незаменимое звено
По заверениям разработчиков, самолеты легко перестроить под
новые требования, причем без особых затрат. Это подтверждают и
профильные эксперты.
Так, заслуженный военный летчик России Владимир Попов
напомнил, что Ту-214ОН в рамках договора оснащали комплексами для
фотографирования местности, картографирования, определения реперных
точек, обнаружения и идентификации объектов через фотоснимки и
оптико-электронную аппаратуру, системами передачи всей этой
информации через космическую или наземную линии на пункты
управления.
"При доработке, очевидно, добавят систему "свой-чужой" и
автоматизированные комплексы передачи информации на командные
пункты и пункты управления авиацией и Сухопутных войск, которых
априори не могло быть на Ту-214ОН, — говорит генерал. — Все это
просто нельзя было выводить за границу, подвергая кодовые частоты
риску рассекречиванию. Ведь на борту, по условиям соглашения, могли
находиться и иностранные специалисты — представители
НАТО".
По мнению эксперта, дополнительная пара
самолетов-разведчиков кардинально не изменит ситуацию, но все же
расширит боевые возможности ВКС: "Если их оставят в АДОН
(Авиационная дивизия особого назначения. — Прим. ред.),
базирующейся в Чкаловском, то могут, например, оперативно
задействовать во время учений на различных стратегических
направлениях".
В
целом, оценивая роль разведывательной авиации, Попов подчеркнул,
что сегодня без нее никак не обойтись, даже с учетом развитой
системы космической разведки.
"Воздушная разведка нужна для уточнения обстановки перед
нанесением удара, — объясняет генерал. — Ведется постоянный
мониторинг, чтобы исключить фактор внезапного нападения. Многие
летчики сейчас любят летать с так называемыми гаджетами —
различными приемниками GPS. Однако надо понимать, что в случае
начала боевых действий все эти приспособления окажутся абсолютно
бесполезными".
В
качестве примера он привел операцию "Буря в пустыни", во время
которой американцы целенаправленно снижали точность системы GPS —
вручную вносили небольшие отклонения от реальных показателей.
Иракцы, наводившие по ней ракеты оперативно-тактических комплексов,
постоянно промахивались.
Они
попытались свалить неудачи на советскую технику и даже потребовали
неустойку, но присланные из СССР специалисты быстро разобрались в
ситуации. После ручного расчета координат целей ракеты легли с
минимальным круговым отклонением.
РИА Новости