Рэй Брэдбери, «451° по Фаренгейту»

========================
Михайлыч | 2014-03-27
Давно я читал эту книгу, очень давно. Много раз читал, перечитывал. Когда-то в юности я восхищался Монтэгом и проникался состраданием и симпатией к образу девушки-соседки. Я видел людей, которые пытались вырваться из порочного круга, из порочной системы, которая подавляла в них человечность. Они казались мне героями. Повзрослев, я начал чувствовать, что книга все больше раздражает меня. Я по-прежнему любил Брэдбери, я до сих пор читаю и перечитываю его произведения, у меня все еще находят отклик многие идеи, но почему-то со временем у меня стал вызывать больше симпатий брандмейстер Битти, чем его противник и, по задумке автора, протагонист. Я долго не мог понять, почему. Ведь Битти из тех, кому комфортно жить в управляемом обществе, где каждый человек предсказуем, управляем и легко уничтожим, если вырывается из общей программы. Эдакий агент Смит в мире Матрицы. Ведь Монтэг — проснувшийся Нео, восставший против оболванивания человечества.
Конечно, он не смог уничтожить систему, но ведь он просто человек, не обладающий для этого никакими способностями и сверхсилой. Автор в финале дает понять, что это ничего, этому миру роботов и запрограммированных людей недолго осталось, и вскоре человечество восстанет из пепла благодаря таким, как Монтэг... Почему мои симпатии так сместились, вот чего я долго не мог понять. Вчера я увидел отзыв к этой книге в одной из сетевых библиотек, и вот тут все встало на свои места. В отзыве были примерно такие слова: «Для нашего времени это очень вредная книга: она позволяет снять с себя ответственность за свои решения и поступки, отговариваясь тем, что меня оболванивают СМИ и политики».
И вот что получается по книге. Брандмейстер Битти, такой же продукт этого общества, как и Монтэг, умеет, научился думать сам. Он сделал из прочитанного радикальные выводы, на которые оказало влияние все то же общество: ведь вокруг он видел подтверждение этим выводам. Если дать человеку удовлетворение основных потребностей, человек утратит все то, что в этих книгах превозносится и подается как неотъемлемая часть человеческой сущности. Стремление к прекрасному, к справедливости, к любви или даже к ненависти, стремление вообще хоть к чему-либо — от всего этого человек с готовностью и легко отказывается. Человеком всегда управляет кто-то: или те, кто замечает это свойство и умеет им пользоваться, или «духовные авторитеты». Битти понял это и именно поэтому проникся презрением к человеку: потому что таково большинство, подавляющее большинство. Когда не было общества, управляемого прямыми распоряжениями сверху, с менталитетом, сформированным «Родственниками» и неосмысленными развлечениями, было общество, управляемое такими авторитетами. Только оно считало себя свободным. Люди считали, что свободно выбирают себе учителей, гуру, управляющих их душами и мыслями. Битти видел, что на ту же удочку попался и Монтэг, на удочку под названием «но ведь это написано в книге!». Битти увидел, что напичканный цитатами, не критически строящий свое мировоззрение в соответствии с книжными гуру — он ничем не лучше тех, кто целыми днями общается с виртуальными «родственниками». Такой же пустой, так же не желающий или не умеющий мыслить самостоятельно и самостоятельно делать выводы. «Зачем вам книги?» — вот на этот вопрос у Монтэга не нашлось ответа. Для него книга и книжная «мудрость» — фетиш сам по себе, вещь-в-себе, священная корова. И мне тяжело винить Битти за то, что он верил в то, что в будущем что-то изменится.
Сейчас множество людей восхищаются этой книгой, кивая на происходящее в СМИ, на ТВ и даже в Интернете, сейчас происходит именно то, что отметил читатель в том отзыве. Люди легко и непринужденно снимают с себя ответственность, сваливая последствия своих же решений на что угодно, кроме самих себя. Но вот же, вот он, мир, за который боролся Монтэг! Свобода информации, свобода узнать что угодно и когда угодно, все в наших руках, надо только приложить усилие — потратить время на поиск и главное, относиться к найденному критически. То есть, думать и делать выводы САМИМ, а не набивать голову цитатами, готовыми учениями, только потому что это сказал «кто-то великий». Вперед, человечество! К свободе духа, к развитию, к вершинам разума! И что же мы видим? А видим мы то, что и понял убитый Монтэгом брандмейстер. Человечество просто само, своими руками и своими мозгами, загнало себя в общество «родственников» и духовной пустоты. Потому что тех, кто делает выводы — меньшинство. А тех, кто не умеет и не хочет — большинство. И как всегда, человек обязательно найдет, на кого свалить за это вину.
Может быть, автор пытался привлечь внимание именно к этому, я не знаю. Или он стоял на позиции своего главного героя, этого я тоже не могу знать. Но к сожалению, так вышло, что Брэдбери не столько заставил человечество задуматься, сколько помог этой книгой именно таким людям — ищущим тех, «кто все за нас решит».
|
</> |