Революция за дверью
zet_isnotdead — 22.08.2020 За прошедший месяц я успела съездить на две недели в Белгород, остальное время провели на даче. В Белгороде меня как-то попустили панические атаки насчет коронавируса, там все незамутненные и не парятся. И подсмеивались над моей маской. В поезде тоже все как один были без маски. Я первый час лихорадочно протирала поверхности вокруг себя, потом успокоилась. И после визита в Белгород, видимо, так осмелела, что на днях даже спускалась в метро! Впервые за полгода. Благо, повод был значительный - в музее Русского импрессионизма продлили выставку Юрия Анненкова "Революция за дверью", а я на нее всё до карантина собиралась, но так и не сходила в итоге. Так вот, в метро я ехала не в час пик, народу было мало, в масках примерно 65% населения. Я в их числе, конечно же! Хотя я вообще не маскаортодокс, в супермаркетах не надеваю, только вот в транспорте...Полгода воздержания дали о себе знать - на выставке довольно сильно кайфанула. Всё же мне такого очень не хватало. Итак, Анненков. Творчество его мне было в основном знакомо по портретам Ахматовой, Пастернака и прочих. А тут ознакомилась со всем спектром его таланта. Как всегда в этом музее, оформление выставок просто на высоте, очень мне нравится, как кураторы подходят к своему делу.
Юрий Анненков (1889-1974) - внук декабриста и сын ссыльного народовольца, родился в Петропавловске-Камчатском. Позже семейство Анненковых проживало в Куоккале, рядом с дачами Репина, Горького и т.п. С ними со всеми Анненков был знаком с юных лет. Свой творческий путь, как и большинство художников начала 20 века, он начал с импрессионизма.
Зимний пейзаж, 1910 г., ГТГ
Дальше, как и у всех, тоже эксперименты с новыми жанрами - кубизм, футуризм, символизм, экспрессионизм и прочая. А я так люблю весь наш авангард начала века, что эта выставка прям специально для меня!:)
Автопортрет, 1919 г. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Два года жизни в Париже даром не прошли;) Где-то прочла, что техника нашего кубизма называется подкубливанием)))
Июнь. Лес. 1918 г. ГТГ
Симпатичные детали, или прикольное признание художника в любви. Кто знает, тот поймет, как говорится)))
Следующий тематический раздел на выставке - Иллюстрации, и это просто блеск! Анненков иллюстрировал многие произведения, в частности, стихи Чуковского, поэму "Двенадцать" Блока. Иллюстрации мы рассматривали долго, столько потрясающих и смешных деталей!
Эскиз иллюстрации к книге Корнея Чуковского "Мойдодыр", 1922-1923 гг. Частное собрание
Жыве Беларусь!)
"Пробежала уже не молодая, с короткими ногами женщина" Эскиз иллюстрации к книге Юрия Юркуна "Дурная компания", 1917 г. Государственный литературный музей
Портреты - моя слабость, а в исполнении Анненкова они так точны, оригинальны и самобытны! Всем известный портрет Ахматовой 1921 года. Вариант этого портрета в красках был продан в 2013 г. на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 1,38 млн. долларов.
А вот в чем-то пророческий портрет Айседоры Дункан, с которой художник довольно часто встречался во время ее пребывания в России, он делал какие-то эскизы костюмов для ее танцевальное школы. В 1924 году и Дункан, и Анненков навсегда уехали из России (нет-нет не вместе, просто в один год:)) В Париже они неоднократно встречались. На автомобиле, в котором в 1927 году погибла Айседора, Анненков тоже попадал в аварию: её шофёр повёз художника после ужина домой, и они куда-то врезались. Анненков отделался ушибами. Несчастливая машина...
Портрет Айседоры Дункан, 1921 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля
Близким другом Анненкова был писатель Евгений Замятин. Вот что писал о нем Корней Чуковский: «У Евгения Ивановича Замятина была простительная маленькая слабость: он стилизовал себя под английского шкипера. Курил трубку, сплевывал, как истый йоркширец, часто приговаривал “олл райт” и, напуская на себя британскую флегму, слушал и говорил, не меняясь в лице. Но лицо у него было тамбовское, глаза наивные, деревенские, с хитрым прищуром, темно-русые буйные волосы никак не хотели улечься в английский пробор. В качестве инженера-кораблестроителя он незадолго до революции был командирован в Нью-Касл и Глазго, откуда и вывез свои британские манеры и повадки». Всё это художник Анненков метко подловил:)
Портрет Евгения Замятина, 1921 г. ГТГ
Анненков был допущен в Святая святых – в Кремль - к Ленину, Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, Луначарскому и другим лицам советской политической элиты. Ему было доверено сделать их портреты, за один из которых – портрет Ленина – он получил первую премию. Он создал "иконостас" новой власти большевиков. Эта часть выставки оформлена отдельно, в виде красного круга в центре зала.
Шикарно изданный альбом с портретами советских лидеров вышел в свет в 1926 году и назывался "17 портретов", но почти сразу же по приказу Сталина тираж был изъят из всех магазинов, так как пока альбом готовился к печати, почти все его герои уже были записаны во враги народа. Так были уничтожены не только рисунки, но и те, кто на них... Исключение составили только Клим Ворошилов и Анатолий Луначарский.
Сохранилось всего лишь несколько экземпляров альбома. Анненков писал: "Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом». Возможно, именно этот пятый авторский экземпляр был продан наследниками художника на аукционе Sotheby’s в мае 2002 года.
"Портрет Григория Зиновьева", 1924 г., репринт, собрание Венгеровых
Мне очень понравился портрет Горького, особенно на волне моего нынешнего интереса к писателю. Неплохо переданы постреволюционные настроения и сомнения Алексея Максимовича.
Портрет Максима Горького, 1920 г. Музей А.М.Горького Института мировой литературы РАН.
Очень много работ художник посвятил своим женщинам, а их, надо сказать, у него было немало... Первой его женой была танцовщица Елена Гальперина, она обучалась в школе танца Айседоры Дункан. В Петрограде она танцевала в постановках, оформленных Анненковым в театрах "Кривое зеркало", кабаре "Привал комедиантов" и "Балаганчик".
Плясунья в пейзаже. Из футуристического альбома, 1914-1915 гг. Ярославский художественный музей
Со своей второй женой, актрисой Валентиной Мотылевой, Анненков эмигрировал в 1924 году во Францию. Валентина, кстати, была подругой первой жены художника, Анненков несколько лет разрывался между двумя женщинами. С Валентиной он прожил в Париже больше 10 лет, а потом ушел к очередной красотке.
Портрет Валентины Мотылёвой, 1921 г. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Следующий портрет притягивает ваш взор на выставке с неимоверной силой. Называется он Портрет неизвестной, но при этом всем было известно, кто это:)) Это Марианна-Мария Анна Эриковна Зарнекау, урождённая фон Пистолькорс, постоянная героиня светской хроники сначала в России, а потом и во Франции. В 1916 году она подозревалась в причастности к убийству Григория Распутина, а еще распускала некрасивые сплетни про императрицу. Даже какое-то дело за это ей инкриминовали. После эмиграции в Европу она играла на сцене под псевдонимом Марианна Фьори, перед Второй мировой уехала в США, продолжив артистическую карьеру на Бродвее и снимаясь в кино.
Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни, 1924 г. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск
Сам Анненков тоже был связан с кино довольно тесно. Начиная с 1933 года и на протяжении последующих 30 лет он в качестве художника по костюмам создавал образы для звезд французского кино. Своей работе на кинопроизводстве художник посвятил книгу "Одевая кинозвезд". С 1945 по 1955 год он был президентом Французского синдиката кинематографистов. В 1955-м году Юрия Анненкова номинировали на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…».
С Жераром Филипом Анненков работал на съёмках четырёх кинолент: "Идиот" (1946) по роману Достоевского, "Пармская обитель" (1948) по Стендалю, "Карусель" (1950) и "Монпарнас, 19" (1958). В фильме "Монпарнас, 19" Жерар Филип играл главную роль - Амадео Модильяни. Анненков, знавший лично Модильяни и других художников Монпарнаса начала века, оказался и автором костюмного образа Амедео - Филипа, и консультантом киноленты.
Модильяни. Эскиз костюма к фильму "Монпарнас, 19", 1956 г. Собрание Михаила Сеславинского.
Хотя мне, конечно, интересней театральные работы Анненкова в СССР; после революции плакаты и эскизы для спектаклей - это что-то шедевральное. За полвека работы в качестве сценографа и художника по костюмам Анненков оформил более 70 постановок в России и Франции. Он был также теоретиком авангардного театра. В своих статьях он излагал концепции, близкие к экспрессионизму, являлся автором первых подвижных декораций.
Афиша к спектаклю Бунт машин, 1924 г. Большой драматический театр. Петроград. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
А вот очень смешной занавес для летнего театра:)))
Последний раздел выставки посвящен французским работам Анненкова.
Автопортрет с бутылкой сельтерской, 1930-е. Галерея Наши художники
Зловещая Венеция...
Палаццо Дарио, 1930-е. V-A-C Collection
Картина с апельсинами, зачаровавшая меня своими яркими красками. Жаль, на фото не видно, как она сияет.
Натюрморт с апельсинами, 1926 г. Галерея Наши художники
Вообще же, в работах своего французского периода Анненков уже не такой задорный, как перед и после революции в России.
Старуха, 1925 г. Центр Жоржа Помпиду, Франция
Женский портрет, 1929-1930 гг. Частное собрание
Анненков прожил 84 года и умер в Париже в 1974 году.
Интерьер, 1930 г. Музей АРТ4
Вот такая замечательная выставка в замечательном музее. Очень рада, что попала на нее, несмотря на всякие пандемии. В фойе еще можно насладиться анимированным коллажем по произведениям художника.
|
</> |
Революция за дверью
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Париж, Лондон и Берлин выступили за сохранение сделки с Ираном Российская Газета
- Париж, Лондон и Берлин не одобряют попытки США вернуть антииранские санкции Газета.Ru
- Лондон, Берлин и Париж отвергли инициативу США по антииранским санкциям Интерфакс
- Париж, Лондон и Берлин не разделяют планов США восстановить санкции против Ирана ТАСС
- Париж, Лондон и Берлин не поддержали США по антииранским санкциям | Информационный портал Москва-Баку Москва-Баку
- Посмотреть в приложении "Google Новости"